Ли Я. —
Творческое взаимодействие композиторов Чжоу Вэньчжуна и Эдгара Вареза
// Культура и искусство. – 2024. – № 6.
– С. 179 - 187.
DOI: 10.7256/2454-0625.2024.6.70845
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_70845.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является взаимовлияние композиторских идей китайско-американского композитора Чжоу Вэнчжуна и франко-американского композитора Эдгара Вареза. Эдгар Варез, известный как композитор новатор, оказавший существенное влияние на концепции послевоенного авангарда, был также блистательным педагогом. Одним из его учеников был Чжоу Вэньчжун. Впоследствии Чжоу Вэньчжун стал редактором изданий произведений Вареза, его биографом, незаменимым помощником и хранителем архива. Творческое взаимодействие и сотрудничество с Варезом стало кросскультурным основанием музыкальных композиций Чжоу Вэньчжуна. В статье приводятся факты биографии Чжоу Вэньчжуна. Особое внимание уделяется исследованию периода обучения композитора у Вареза, траектории его влияния, педагогическим принципам, которых он придерживался в своем преподавании. Чжоу Вэньчжуну было необходимо, ассимилировав новации Вареза, сформировать свой собственный композиторский почерк, опираясь на культурные традиции Китая, образуя точки пересечения с идеями и концепциями авангарда в кросскультурном взаимодействии. Работа имеет междисциплинарный характер, опосредованный ключевой траекторией – проблемой взаимодействия музыкальных культур Востока и Запада. Автор опирается биографический, источниковедческий, исторический методы. Чжоу Вэньчжун (1923-2019) является одним из самых влиятельных и крупных американо-китайских композиторов. При всей значимости этой персоны его творчество до настоящего времени является неизученным в российском музыковедении, в связи с чем, заполнение этой лакуны в истории развития новых композиторских тенденций в китайской музыке, положивших начало явлению «Новой волны» (после 1978 года), представляется крайне актуальным и важным. Научная новизна исследования связана с введением в научный обиход сведений об американском периоде творчества Чжоу Вэньчжуна – времени его обучения у Эдгара Вареза. Раскрываются теоретические и практические основания кросскультурного синтеза в творчестве Чжоу Вэньчжуна под влиянием идей Эдгара Вареза и музыки второго авангарда.
Abstract: The subject of the study is the mutual influence of the compositional ideas of the Chinese-American composer Zhou Wenzhong and the French-American composer Edgar Varese. Edgar Varese, known as a composer and innovator who had a significant influence on the concepts of the post-war avant-garde, was also a brilliant teacher. One of his students was Zhou Wenzhong. Subsequently, Zhou Wenzhong became the editor of Warez's works, his biographer, an indispensable assistant and keeper of the archive. The article presents the facts of Zhou Wenzhong's biography, special attention is paid to the study of the composer's period of study with Varez, the trajectory of his influence, and the pedagogical principles that he adhered to in his teaching. Zhou Wenzhong needed to assimilate the innovations of Varese, form his own compositional style, based on the cultural traditions of China, forming points of intersection with the ideas and concepts of the avant-garde in cross-cultural interaction. The work has an interdisciplinary character, mediated by a key trajectory – the problem of the interaction of musical cultures of the East and the West. The author relies on source-based, analytical, comparative, historical and theoretical methods. Zhou Wenzhong (1923-2019) is one of the most influential and major American-Chinese composers. Despite the importance of this person, his work is still unexplored in Russian musicology, and therefore, filling this gap in the history of the development of new compositional trends in Chinese music, which marked the beginning of the phenomenon of the "New Wave" (after 1978), seems extremely relevant and important. The scientific novelty of the study is associated with the introduction into scientific use of information about the American period of Zhou Wenzhong's work – the time of his studies with Edgar Varese.