Цыс А.В. —
Пятидесятничество: проблема определения
// Философия и культура. – 2024. – № 8.
– С. 108 - 128.
DOI: 10.7256/2454-0757.2024.8.71559
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_71559.html
Читать статью
Аннотация: Всего за столетие пятидесятническое движение стало численной силой в мировом христианстве и самым многочисленным направлением в протестантизме. Но существует множество различных движений, признанных учеными как «пятидесятничество», и среди этих движений нет абсолютно никакого единообразия. Не существует ни единой формы пятидесятничества, ни четких богословских критериев, по которым его можно было бы определить. Исследователи задаются вопросом: а можно ли вообще говорить о глобальном пятидесятничестве как о едином явлении? Невозможно так же определить, чем является пятидесятничество, без понимания того, как это движение зародилось. До недавнего времени историография движения основывалась на североамериканской истории, но в связи с последними исследованиями сложность определения пятидесятничества возросла. В работе рассматриваются следующие подходы ученых к определению пятидесятничества: феноменологический, исторический, социологический, теологический и подход «глобальной перспективы». Эти подходы не исключают друг друга, но являются взаимозависимыми и взаимодополняющими. В результате показано, что с помощью подхода «глобальной перспективы» пятидесятничество можно определить как глобальное сетевое движение. С точки зрения исторического и теологического подходов выявлено, что пятидесятничество нельзя рассматривать ни как движение, имеющее четкое начало в США или где-либо еще, ни как движение, основанное на одном определенном богословии. Это движение, находящееся в постоянном движении, духовность последователей которого выражается в постоянном поиске «переживания Духа» и духовных даров. Это движение, для возникновения которого потребовалось несколько лет и несколько различных формирующих идей и событий, движение, которое с самого своего зарождения носило глобальный характер. Поэтому его лучше всего рассматривать как зародившееся в начале 20 века протестантское глобальное сетевое движение, в котором акцент делается на «переживании Духа» и применении духовных даров.
Abstract: In just a century, the Pentecostal movement has become a numerical force in world Christianity and the largest movement in Protestantism. But there are many different movements recognised by scholars as ‘Pentecostalism’, and there is absolutely no uniformity among these movements. There is no single form of Pentecostalism, nor are there clear theological criteria by which it can be defined. Researchers wonder whether it is even possible to speak of global Pentecostalism as a single phenomenon. It is similarly impossible to define what Pentecostalism is without understanding how the movement originated. Until recently, the historiography of the movement has been based on North American history, but recent research has increased the complexity of defining Pentecostalism. This paper examines the following scholarly approaches to defining Pentecostalism: phenomenological, historical, sociological, theological, and global perspective approaches. These approaches do not exclude each other, but are interdependent and complementary. As a result, it is shown that through the ‘global perspective’ approach Pentecostalism can be defined as a global network movement. From the historical and theological approaches, it is revealed that Pentecostalism cannot be seen as a movement with a clear beginning in the USA or elsewhere, nor as a movement based on one particular theology. It is a movement in constant flux, whose followers' spirituality is expressed in a constant search for an “experience of the Spirit” and spiritual gifts. It is a movement that took several years and several different formative ideas and events to emerge, a movement that from its inception has had a global character. It is therefore best thought of as an early 20th century Protestant global networking movement with an emphasis on the ‘experience of the Spirit’ and the application of spiritual gifts.
Цыс А.В. —
Историография генезиса пятидесятнического движения: ранние и поздние направления в англоязычной литературе
// Философия и культура. – 2024. – № 4.
– С. 86 - 95.
DOI: 10.7256/2454-0757.2024.4.69972
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_69972.html
Читать статью
Аннотация: Целью статьи является выявление ранних и поздних исследований в области пятидесятничества на Западе, а также выделение главного отличия между ними. На сегодняшний день в мире насчитывается более 250млн. пятидесятников, а вместе с харизматическим движением – более 500 млн. Начав распространяться в 20 веке, движение претендует на звание самого быстрорастущего религиозного феномена в человеческой истории. В попытках интерпретировать феномен роста этого движения было несколько постепенно формировавшихся подходов: объяснение происхождения движения как сверхъестественным образом «пришедшего с небес»; поиск истоков пятидесятничества в других христианских движениях; представление возникновения движения как результат социальных и психологических факторов, таких как бедность, маргинальность и стремление к уходу от современного общества; мультикультурный подход. В статье проанализированы работы западных историков и теологов пятидесятничества, начиная со второй половины 20 века. В результате показан переломный момент между ранними и поздними исследованиями, а именно то, что поздние исследования направлены на пересмотр истории и включение в нее участников движения по всему миру, а не только в Северной Америке, исследование вклада в развитие движения местных служителей, которые долгое время оставались в тени западных миссионеров, подчеркивается разнообразие идеологий и социальных влияний, которые сформировали это движение. А так же отмечены три главных современных направления исследований: историческое, характеризующееся исследованиями пятидесятничества в Азии, Африке и Латинской Америке; теологическое, с упором на разработку и оформление теоретической теологии в результате институализации движения; религиоведческое, практикующееся преимущественно с позиций социологии религии.
Abstract: The purpose of this article is to identify early and recent Pentecostal studies in the West and to highlight the main difference between them. Today there are more than 250 million Pentecostals in the world, and together with the charismatic movement there are more than 500 million. Having begun to spread in the 20th century, the movement claims to be the fastest growing religious phenomenon in human history. In attempts to interpret the phenomenon of the movement's growth, there have been several gradually emerging approaches: explaining the origin of the movement as supernaturally "coming from heaven"; searching for the origins of Pentecostalism in other Christian movements; presenting the emergence of the movement as the result of social and psychological factors such as poverty, marginalization, and the desire to escape from modern society; and the multicultural approach. The paper analyzes the works of Western historians and theologians of Pentecostalism since the second half of the 20th century. The result shows a turning point between early and late studies, namely that late studies aim to revise the history and include participants in the movement around the world, not just in North America, explore the contribution to the development of the movement of local ministers who have long remained in the shadow of Western missionaries, emphasize the diversity of ideologies and social influences that have shaped the movement. It also highlights three major contemporary areas of research: historical, characterized by studies of Pentecostalism in Asia, Africa, and Latin America; theological, focusing on the development and shaping of theoretical theology as a result of the movement's institutionalization; and religious studies, practiced primarily from the perspective of the sociology of religion.