Фан Ц. —
Сущность дидактического принципа преемственности в обучении игре на скрипке в КНР
// PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2024. – № 1.
– С. 9 - 17.
DOI: 10.7256/2453-613X.2024.1.69578
URL: https://e-notabene.ru/phil/article_69578.html
Читать статью
Аннотация: Исследование преемственности между поколениями является предметом интереса специалистов, работающих в разных научных областях, таких как философия, культурология, педагогика, психология, искусствоведение и другие. Эта проблема привлекает внимание ученых и исследователей, которые стремятся понять, каким образом знания и ценности передаются и сохраняются в различных сферах человеческой деятельности. Благодаря такому междисциплинарному подходу мы можем получить более глубокое понимание значения процесса преемственности в обществе и культуре. В данной статье автор обращается к актуальному вопросу скрипичного образования в Китае, его основным характеристикам и проблемам преемственности. С различных точек зрения рассматривается вопрос преемственности в философии, культурологии, педагогике, психологии, искусствоведении. Подчеркивается роль дидактического принципа преемственности для российской скрипичной школы. Анализируется состояние современного скрипичного образования в Китае с акцентом на основные проблемы и задачи скрипичной педагогики. В статье использованы методы сравнительного анализа, исследуется история скрипичного искусства в России и Китае, дается характеристика образовательного процесса в КНР, выявляются основные проблемы и предлагаются пути их решения.
В Китае сохраняется очень жесткая конкуренция при поступлении в профессиональные музыкальные вузы: согласно статистике, из общего числа населения страны (около 10 миллионов человек) ежегодно в консерваторию по специальности скрипка поступает всего около 15 студентов. Несмотря на то, что скрипичное образование в Китае организовано по международным стандартам, существуют отдельные проблемы в области педагогики и исполнительства, требующие решения. Совершенствование методики обучения игре на скрипке (с самого начального уровня), повышение профессионализма педагогов, расширение штата квалифицированных кадров и создание педагогических условий – все это поможет сделать профессиональную подготовку будущих скрипачей эффективной и укрепит положение китайской скрипичной школы на мировом уровне. На сегодняшний день очевидна тенденция по трансформации сложившихся в методике образования устоев с перефокусировкой на индивидуальные качества ученика и развитие его самостоятельности. Педагоги подбирают новые репертуары, которые включают как классические произведения, так и выдающиеся сочинения современных авторов.
Abstract: The study of continuity between generations is the subject of interest for specialists working in various scientific fields, such as philosophy, cultural studies, pedagogy, psychology, art criticism and others. This problem attracts the attention of scientists and researchers who seek to understand how knowledge and values are transmitted and preserved in various spheres of human activity. Thanks to this interdisciplinary approach, we can gain a deeper understanding of the importance of the succession process in society and culture. In this article, the author addresses the topical issue of violin education in China, its main characteristics and problems of continuity. The issue of continuity in philosophy, cultural studies, pedagogy, psychology, and art criticism is considered from various points of view. The role of the didactic principle of continuity for the Russian violin school is emphasized. The author analyzes the state of modern violin education in China with an emphasis on the main problems and tasks of violin pedagogy. The article uses methods of comparative analysis, examines the history of violin art in Russia and China, describes the educational process in China, identifies the main problems and suggests ways to solve them. There is still very fierce competition in China for admission to professional music universities: according to statistics, out of the total population of the country, only about 15 students enter the conservatory in the violin specialty every year. Despite the fact that violin education in China is organized according to international standards, there are separate problems in the field of pedagogy and performance that need to be solved. Improving the methodology of teaching violin playing (from the very initial level), increasing the professionalism of teachers, expanding the staff of qualified personnel and creating pedagogical conditions – all this will help make the professional training of future violinists effective and strengthen the position of the Chinese violin school at the world level. To date, there is an obvious tendency to transform the foundations established in the educational methodology with a refocus on the individual qualities of the student and the development of his independence. Teachers select new repertoires, which include both classical works and outstanding works by contemporary authors.