Прокудин Г.А. —
Фильмы жанра космический хоррор, как попытка помыслить мир–не–для–нас.
// Культура и искусство. – 2024. – № 1.
– С. 68 - 78.
DOI: 10.7256/2454-0625.2024.1.69444
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_69444.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается проблема закрытости мира-в-себе в силу непреодолимости человеческой субъективности в процессе познания мира. В философии позитивизма и спекулятивизма тезис о фундаментальной непознаваемости реальности позволяет вывести целый аспект мира, недоступный к познанию аналитическими методами. Эта часть мира в силу своей фундаментальной сокрытости сопротивляется всякому рациональному познанию, но, тем не менее, может проявляться особым образом, имеющим больше общего с мистическим опытом, чем с объективным познанием. Цель статьи – предложить образный язык кинотекстов жанра космического ужаса в качестве способа помыслить мир-в-себе, иначе недоступный для познания. Анализ производится на примере двух текстов – «Сквозь Горизонт» (реж. Пол У. С. Андерсон, 1997) и «Пекло» (реж. Д. Бойл, 2007). В качестве метода исследования выбран системный киноанализ. Экранные произведения анализируются с точки зрения того, как предмет исследования раскрывается через структурные элементы кинопроизведения. Основными выводами исследования являются тезисы о том, что экранные произведения в жанре ужасов, в частности космического хоррора, могут быть использованы как способ помыслить аспект мира, недоступный познанию рациональными методами. Это возможно в силу того, что фундаментальная сокрытость мира-не-для-нас с одной стороны делает его недоступным для традиционного анализа, а с другой - сближает с мистическим опытом. Фильмы жанра космического ужаса, и в особенности те из них, которые являются продолжателями т. н. лавкрафтовской традиции используют характерную пугающую образность чтобы вызвать у зрителя ощущение потустороннего, мистического, создать то же ощущение жуткого, которое возникает когда мир-не-для-нас проявляет себя. Но кроме образов, сама структура повествования фильма и его средства выразительности работают на то, чтобы направить мысль зрителя в сторону осмысления этого странного скрытого от нас мира.
Abstract: The article deals with the problem of the world–in–itself being closed to our perception due to the inevitability of human subjectivity in the process of cognition of the world. In the philosophy of positivism and speculativism, the thesis of the fundamental unknowability of reality allows us to deduce an entire aspect of the world that is inaccessible to perception by analytical methods. This part of the world, by virtue of its fundamental concealment, resists all rational cognition, but, nevertheless, it can manifest itself in a special way that has more in common with mystical experience than with objective cognition. The purpose of the article is to offer a figurative language of the cinema texts of the cosmic horror genre as a way to think of the world–in–itself, otherwise inaccessible to cognition. The analysis is based on the example of two texts – "Through the Horizon" (dir. Paul W. S. Anderson, 1997) and "Hell" (directed by D. Boyle, 2007). A systematic film analysis was chosen as the research method. Screen works are analyzed from the point of view of how the subject of this research is revealed through the structural elements of film production. The main conclusions of the study are the theses that screen works in the horror genre, in particular space horror, can be used as a way to think about an aspect of the world that is inaccessible to knowledge by rational methods. This is possible due to the fact that the fundamental concealment of the world–not–for–us, on the one hand, makes it inaccessible to traditional analysis, and on the other hand, brings it closer to mystical experience. Films of the cosmic horror genre, and especially those that are the successors of the so–called Lovecraftian tradition, use characteristic frightening imagery to evoke in the viewer a feeling of the otherworldly, mystical, to create the same feeling of the creepy that occurs when the world-not–for–us manifests itself. But besides the images, the very structure of the film's narrative and its means of expression work to direct the viewer's thought towards understanding this strange world hidden from us.