Данилова В.Ю. —
Плутарх и политическая практика I–II вв. н.э.
// Genesis: исторические исследования. – 2019. – № 8.
– С. 99 - 110.
DOI: 10.25136/2409-868X.2019.8.28935
URL: https://e-notabene.ru/hr/article_28935.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является отражение в политических трактатах Плутарха современной ему политической практики. Автор доказывает, что политическая мысль Плутарха не была только теоретической, направленной исключительно в прошлое и оторванной от современности. Подробно изучены советы Плутарха, которые он давал греческим политикам, а также рассмотрены примеры современных политических событий, приведенные в политических сочинениях Плутарха. Уделяется внимание политической деятельности самого писателя по отношению к родному городу Херонее и провинции Ахайе, рассматривается отношение Плутарха к Риму. В статье проанализированы пять политических трактатов из сборника «Моралии». Применялись лингвистический анализ на языке оригинала и количественный анализ для трактата «Наставления о государственных делах». Идеи Плутарха сопоставлены с его образом жизни и степенью его политической активности. Заслугой автора является то, что в статье используются три сочинения Плутарха, не опубликованные на русском языке. В ходе исследования выявлены классические и современные черты идеального государственного деятеля. Показано двойственное отношение Плутарха к зависимости Греции от Рима и соответствующие рекомендации, как должен вести себя греческий политик по отношению к римской власти. Выяснено, что философы должны играть активную роль в политике, а именно — положительно влиять на правителей, развивать их добродетели. Результаты исследования важны для изучения античной политической мысли, а также могут представлять, особенно в моральном плане, интерес для современных политиков.
Abstract: The subject of this research is the reflection in Plutarch’s political treatises of the contemporary to him political practice. The author proves that Plutarch’s political thought was not just theoretical, aimed solely towards the past and deflected from modernity. The article examines the advices given by Plutarch to the Greek politicians along with the examples of contemporary political events cited in his political writings. Attention is given to Plutarch’s political activity with regards to his native city Chaeronea and province of Achaea, as well as Plutarch’s attitude to Rome. The article analyzes the five political treatises from the collection “Moralia”. The author applies the linguistic analysis in the original language and quantitative analysis for the treatise “How to Manage the Affairs of State”. The ideas of Plutarch correspond to his lifestyle and level of political activity. The author’s contribution lies in introduction of the materials that have not been published in the Russian language. In the course of this study, the author determines the classical and modern qualities of an ideal politician. The article describes Plutarch’s dual stance on the dependence of Greece from Rome, as well as how should the Greek politician conduct himself towards Roman power. It is revealed that the philosophers must play an active role in politics, in particular, positively influence the rulers, and develop their virtues. The research results are valuable for studying the ancient political thought, as well as relevant for the contemporary politicians, especially from in moral aspect.
Данилова В.Ю. —
Культ императорского дома при Траяне
// Genesis: исторические исследования. – 2016. – № 3.
– С. 102 - 109.
DOI: 10.7256/2409-868X.2016.3.19534
URL: https://e-notabene.ru/hr/article_19534.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является роль культа императорского дома в идеологии римского императора Траяна (98-117). В статье раскрывается взаимосвязь образа семьи Траяна с созданием в официальной идеологии образа самого императора. Рассматриваются особенности культа императорского дома в отношении таких родственников Траяна, как его приемный отец Нерва, родной отец Траян-Старший, жена Плотина, сестра Марциана, племянница Матидия. Автором выделены два этапа в развитии культа императорского дома при Траяне. Для изучения письменных источников на латинском языке применялся лингвистический метод. Проводился сравнительный анализ письменных, нумизматических и вещественных источников по теме исследования. Новизна исследования заключается в том, что в статье впервые в отечественной историографии подробно рассматривается роль культа императорского дома в идеологии Траяна. Сделаны следующие выводы. Во-первых, ближайшее окружение императора должно было соответствовать образу самого императора. На начальном этапе правления Траяна (98–105) подчеркивались умеренность в почестях, скромность, почтение к приемному отцу Нерве, уважение к другим членам семьи. На втором этапе (105–112) наблюдается значительное усиление культа императорского дома, которое выразилось в обожествлении умерших родственников Траяна и возвеличивании живых. Во-вторых, отмечена уникальность ситуации, в которой император Траян имел сразу двух обожествленных отцов, раскрыта суть конфликта между почитанием приемного и родного отцов.
Abstract: The subject of this research is the role of the cult of imperial house in ideology of the Roman Emperor Trajan (98-1170). The article reveals correlation between the image of Trajan’s family and the formation of the image of the emperor himself within the official ideology. The author examines the peculiarities of the cult of imperial house pertaining to such relatives of Trajan, as his adoptive father Nerva, biological father Trajan Senior, wife Plotina, sister Maricia, and niece Matidia. The author highlights two stages of development of the imperial house cult at the time of Trajan. The scientific novelty consists in the fact that this article is first in the Russian historiography to thoroughly explore the role of the imperial house cult in Trajan’s ideology. The immediate circle of the emperor had to correspond the image of the emperor himself. At the beginning of Trajan’s reign (98-105) we can observe moderation in favors, modesty, honor of his adoptive father Nerva, and respect for other family members. At the second stage (105-112), we can observe a significant amplification of the imperial house cult, which expressed in deification of Trajan’s the dead relatives and glorification of those alive. The author also notes the uniqueness of the situation, in which the Emperor Trajan simultaneously had two deified fathers, as well as reveals the essence of the conflict between honoring the biological father and the adoptive father.