Кузьмина А.А. —
Иное пространство в якутском героическом эпосе (на материале олонхо вилюйской традиции)
// Филология: научные исследования. – 2021. – № 11.
– С. 9 - 18.
DOI: 10.7256/2454-0749.2021.11.36783
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_36783.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования в статье являются семантика, структура и сюжетное функционирование иного пространства в якутском героическом эпосе. Объектом исследования являются тексты якутского героического эпоса, в частности олонхо вилюйской эпической традиции. Цель статьи состоит в системном анализе категории иного пространства в якутском героическом эпосе, в частности в олонхо вилюйской эпической традиции. В качестве методов исследования используются системный анализ поэтики олонхо, структурно-семантический анализ, сравнительно-сопоставительный метод. Особое внимание уделяется построению мифопоэтической модели мира и соотношению пространства и сюжета эпоса. Полученные результаты можно применить в области фольклористики. Новизна работы заключается в изучении иного пространства в олонхо с точки зрения его семантики, структуры и сюжетообразующей роли. В данной статье впервые выявляются особенности иного пространства в текстах вилюйской эпической традиции. В результате выявлено, что иное пространство в якутском героическом эпосе олонхо представлено в виде Нижнего, Верхнего миров, «другой страны» в Среднем мире, промежуточными зонами, которые занимают важное место в эпической картине мира и в сюжетном развертывании событий олонхо. Определено, что в текстах олонхо вилюйской эпической традиции сохраняются традиционные способы изображения трех миров, а отличие состоит в появлении образа шамана, обитающего в промежуточной зоне, в преобладании входа в Нижний мир без описания границы.
Abstract: The subject of this research is the semantics, structure and plotline of other space in the Yakut heroic epic poetry. The object is the texts of the Yakut heroic epic poetry, namely Olonkho of Vilyuysky tradition. The goal lies in comprehensive analysis of the category of other space in the Yakut heroic epic poetry, particularly Olonkho of Vilyuysky tradition. The article employs the systemic analysis of Olonkho poetics, structural-semantic analysis, and comparative method. Special attention is given to construction of mythopoetic model of the world and correlation between space and plot of the epic poem. The acquired results can be implemented in folklore studies. The novelty of this research consists in the analysis of other space in Olonkho from the perspective of its semantics, structure, and narrative role. This article is first to describe the peculiarities of other space in the texts of Vilyuysky epic tradition. It is determined that other space in the Yakut heroic epic poetry Olonkho is depicted in form of the Lower and Upper worlds, “foreign country” in the Middle world, intermediate zones that hold an important place within the epic worldview and course of events in the plot of Olonkho. The author notes that the texts of Vilyuysky Olonkho preserve the traditional techniques depicting the three worlds; and the difference lies in emergence of the image of shaman dwelling in the intermediate zone, prevalence of the entry into the Lower world without demarcation of its boundaries.
Кузьмина А.А. —
Специфика геокультурных образов холода в фольклоре и литературе коренных народов Якутии советского периода
// Филология: научные исследования. – 2021. – № 5.
– С. 89 - 100.
DOI: 10.7256/2454-0749.2021.5.35560
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_35560.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается специфика геокультурных образов холода в фольклоре и литературе коренных народов Якутии (юкагиры, эвены, эвенки, якуты) советского периода. Цель статьи – исследовать специфики геокультурных образов холода в фольклоре и литературе коренных народов Якутии советского периода, проследить динамику развития этих представлений. Предметом исследования выступают геокультурные образы, характеризующие атрибуты холода, выступают «холод», «зима», «снег», «лед», «вечная мерзлота». Исследование опирается на труды ученых, посвященных изучению фольклорной картины мира, «северного текста», антропологии и концептологии холода, вопросов мифопоэтики. Использованы лингвокультурологический, культурно-исторический, семиотический, геопоэтический подходы. Новизна исследования заключается в том, что впервые на материале фольклора и литературы коренных народов Якутии советского периода целостно изучаются особенности представлений о геокультурных образах, имеющих отношение к атрибутам холода; впервые более широко охватывается фольклорный и литературный материал. При этом выявили, что коренные народы Якутии имеют разные представления об этих явлениях природы. В фольклорной картине мира представления о холоде в основном имеют отрицательный характер. Национальная литература Якутии в первой половине XX в. придерживалась канонов традиционного мировоззрения, а со второй половины прошлого столетия суровый климат Севера стал восприниматься как нечто уникальное и положительное. Полученные результаты можно применить в области фольклористики, литературоведения, антропологии при изучении особенностей культурных текстов Севера, Арктики, холода.
Abstract: This article examines the specificity of geocultural images of the cold in folklore and literature of the indigenous peoples of Yakutia (Yukaghirs, Evens, Evenks, Yakuts) of the Soviet period. The goal consists in studying the specificity of geocultural images of the cold in folklore and literature of the indigenous peoples of Yakutia of the Soviet period and tracing the dynamics of development of such representations. The subject of this research is the geocultural images that characterize the attributes of cold, such as “cold”, “winter”, “snow”, “ice”, “permafrost”. The study leans on works of the scholars dedicated to examination of the folklore worldview, “northern text”, anthropology and conceptology of the cold, and the questions of mythopoeia. The author employs linguoculturological, cultural-historical, semiotic, and geopoetic approaches. The novelty of this research consists in comprehensive examination of the peculiarities of representations on geocultural images with attributes of the cold and extensive coverage of the folklore and literary material based on the folklore materials and literature of the Indigenous peoples of Yakutia of the Soviet period. It is revealed that the indigenous peoples of Yakutia have different representations on these natural phenomena. In the folklore worldview, the representations on the cold mostly have negative connotation. The Yakut national literature of the early XX century adhered to the canons of the traditional worldview, and since the second half of the XX century, the severe climate of the North started to be perceived as something unique and positive. The acquired results can be applied in the field of folklore studies, literary studies, and anthropology in examination of the peculiarities of cultural texts of the North and the Arctic.
Кузьмина А.А. —
Концепция создания фольклорного подкорпуса Национального корпуса якутского языка: постановка проблемы, структура, технология
// Филология: научные исследования. – 2020. – № 11.
– С. 11 - 18.
DOI: 10.7256/2454-0749.2020.11.34168
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_34168.html
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена созданию фольклорного подкорпуса Национального корпуса якутского языка. Необходимость создания фольклорного подкорпуса обусловлена тем, что он показывает начальный, исторический путь развития того или иного языка, культурное, языковое богатство, традиции народа. Языковые корпусы без репрезентации фольклорных текстов представляются неполноценными, неполными. Актуальность работы заключается в том, что разработка данного подкорпуса имеет ряд теоретических и технологических сложностей по сравнению с другими подкорпусами. Объектом исследования является фольклорный подкорпус Национального корпуса якутского языка. Предметом исследования выступают постановка проблемы, структура, технология создания данного подкорпуса. Основное внимание уделяется проблематике создания фольклорного подкорпуса. Новизна исследования состоит в том, что впервые разрабатывается концепция создания якутского фольклорного корпуса, выявляются связанные с этим проблемы, определяется структура подкорпуса, технология его формирования. Определили, что структура фольклорного подкорпуса должна отражать жанровые отличия, формы записей, типы фиксации, характер аутентичности, различные базы данных, характеризующие фольклорный текст, его исполнителя и фиксатора. Выявлены этапы работы и технология подготовки фольклорного подкорпуса. В результате пришли к выводу, что фольклорный подкорпус может служить как способ для решения фундаментальных и прикладных задач якутской филологии, как один из возможностей сохранения фольклорного наследия народа саха.
Abstract: This article is dedicated to the creation of a folklore subcorpus of the national corpus of Yakut language. The need for creating a folklore subcorpus is substantiated by fact that it illustrates the initial, historical path of development of a particular language, cultural and linguistic richness, and folk traditions. Language corpora are considered incomplete if not contain folklore texts. The development of such subcorpus has a number of theoretical and technological difficulties, which defines the relevance of this work. The object of this research is the folklore subcorpus of the national corpus of Yakut language. The subject is articulation of the problem, structure, and technique of creating this subcorpus. Attention is focused on the problematic of creation of a folklore subcorpus. The scientific novelty lies in the fact that this article is first to develop the concept of creation of the Yakut folklore corpus and determine the cognate problems, structure and technique of its formation. It is revealed that the structure of folklore subcorpus must reflect the genre differences, forms of record, authenticity, various databases that characterize a folklore text, its performer or register. The author determines the work stages and preparation technique of the folklore subcorpus. The conclusion is made that the folklore subcorpus can serve as a method for solution of fundamental and applied tasks of Yakut philology, as well as one of the ways to preserve folklore heritage of the Sakha people.