Прокудин Г.А. —
Афро-сюрреализм в экранных искусствах как опыт потустороннего
// Культура и искусство. – 2024. – № 4.
– С. 103 - 115.
DOI: 10.7256/2454-0625.2024.4.70370
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_70370.html
Читать статью
Аннотация: Данная статья представляет из себя исследование такого самобытного течения в искусстве, как «афро-сюрреализм», и имеет две задачи: осветить этот культурный феномен в контексте его исторического развития, а также рассмотреть его как жанр экранных произведений и выявить характерные элементы языка, позволяющие рассмотреть афро-сюрреализм как жанр, исследующий тему потустороннего. Целями исследования являются: освещение исторического генезиса данного явления в целом и системный анализ телесериала «Атланта», который выбран в качестве характерного примера афро-сюрреализма как жанра экранного произведения. Комплекс таких произведений, объединённых общими жанровыми и стилистическими чертами, составляет объект исследования. Афро-сюрреализм, являясь ответвлением общей группы сюрреалистических направлений, тяготеет к созданию образов, переходящих грань рациональной реальности, другими словами, афро-сюрреалистические произведения по своей природе стремятся к познанию потустороннего. Тем не менее афро-сюрреализм содержит в себе уникальные структурные элементы и приёмы, которые позволяют обособить его от классического сюрреализма и делают его богатым материалом для исследования. Основным методом исследования в данной статье выбран системный киноанализ. Применяется также метод сравнения. Особые структурные элементы киноязыка и их роль в обособлении жанра являются фокусом исследования. Результатами исследования можно считать сам факт освещения культурного феномена, поскольку афро-сюрреализм представляет из себя явление достаточно молодое и уникальное для группы авторов, входящих в одну обособленную культурную группу. В связи с этим оно является практически неизвестным и крайне малоизученным в русскоязычной научной литературе. Кроме анализа исторических и теоретических основ афро-сюрреализма, данная статья выявляет особые элементы языка произведений, благодаря которым взгляд на проблему потустороннего обретает особую философскую глубину, превращаясь в вопрос о пределах познания и мистическом опыте. В статье подробно проанализированы некоторые образы, созданные авторами сериала «Атланта», а также проведена параллель между этим сериалом и более старой сюрреалистической работой Дэвида Линча – сериалом «Твин Пикс», что позволяет более конкретно провести линию, отделяющую «классический» сюрреализм от афро-сюрреализма.
Abstract: This article is a study of such an original trend in art as "Afro-surrealism". The study contains an excursion into the history of this phenomenon, but special attention is paid to the special connection of the genre of Afro-surrealism with the realm of the otherworldly. The genre, being an offshoot of the general group of surrealist trends, tends to create images that cross the line of rational reality, in other words, Afro-surrealist works by their nature strive for knowledge of the otherworldly. Nevertheless, Afro-surrealism contains unique structural elements and techniques that make it possible to separate it from classical surrealism and make it a rich material for research. The purpose of the article is to examine the history of the genre, as well as some works in the genre of Afro–surrealism and, using their example, based on the "Manifesto of Afro-Surrealism" to identify special elements of language and demonstrate how they help to reveal the otherworldly reality of the work. The main research method in this article is a systematic film analysis. The special structural elements of the film language and their role in the isolation of the genre are the focus of the research. The results of the study can be considered the very fact of highlighting a cultural phenomenon, since this genre is quite young and unique for a group of authors belonging to the same cultural group. In this regard, the phenomenon is practically unknown and extremely poorly studied in the Russian-language scientific literature. In addition to analyzing the historical and theoretical foundations of the genre, this article identifies special elements of the language of works, thanks to which the view of the problem of the otherworldly acquires a special philosophical depth, turning into a question about the limits of knowledge and mystical experience. The article analyzes in detail some of the images created by the authors of the series "Atlanta", and also draws a parallel between this series and David Lynch's older surrealist work "Twin Peaks", which allows us to more specifically draw a line separating "classic" surrealism from Afro-surrealism.