Кочеров О.С. —
Китайская стратегическая культура и «Дао дэ цзин»
// Международные отношения. – 2019. – № 4.
– С. 31 - 47.
DOI: 10.7256/2454-0641.2019.4.31678
URL: https://e-notabene.ru/irmag/article_31678.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является даосская политическая философия древнекитайского трактата "Дао дэ цзин" как источник китайской стратегии. Раскрываются три аспекта даосской философии: административный (представление об идеальной форме правления и политической легитимности), военно-дипломатический (предпочитаемые виды взаимодействия с другими акторами и отношение к войне как политическому инструменту) и геополитико-геокультурный (представление культуры о своём месте в мире и соотношении культурной миссии с бытийствованием других акторов в рамках определённой мирополитической конфигурации). Оптикой исследования является теория стратегической культуры, включающая в себя парадигмальный анализ, культуральную топографию и философию международных отношений. Основной метод исследования - политико-философский анализ текста. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе текста "Дао дэ цзин" как потенциальной парадигмы китайской стратегической культуры. "Дао дэ цзин" проповедует невмешательство как метод правления и критерий политической легитимности, оборонительный пацифизм и мирополитическую модель глобального общества малых государств. Делается вывод о важности изучения влияния даосской парадигмы на стратегию китайских народных движений для разрешения проблемы политико-стратегического агентства.
Abstract: The subject of this research is the Tao political philosophy of the ancient Chinese text of “Tao Te Ching” as a source of Chinese strategy. The author expounds three aspects of the Tao philosophy: administrative (perception of ideal form of government and political legitimacy), military-diplomatic (preferred types of interaction with other actors and stance on war as a political instrument), and geopolitical-geocultural (perception of culture in its place in the world and correlation of cultural mission with beingness of other actors withing the framework of certain world politics configuration). The scientific novelty of this research consists in a complex analysis of the “Tao Te Ching” texts as a potential paradigm of Chinese strategic culture. “Tao Te Ching” preaches noninvolvement as a method of government and criteria of political legitimacy, defensive pacifism and world politics model of global community of smaller states. A conclusion is made on the importance of study of the influence of Tao paradigm upon the strategy of Chinese national movements for solution of the problem of political strategic agency.
Кочеров О.С. —
Этика войны Мо Ди
// Международные отношения. – 2018. – № 3.
– С. 40 - 54.
DOI: 10.7256/2454-0641.2018.3.27429
URL: https://e-notabene.ru/irmag/article_27429.html
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению взглядов на войну, представленных в древнекитайском философском трактате «Мо-цзы». Актуальность работы обусловлена проявлением моистской парадигмы стратегической культуры в современном китайской внешнеполитическом курсе, в частности, в вопросах обороны государства и контроля над проблемными зонами (Южно-Китайским морем). Цель исследования – рассмотреть специфику древнекитайской этики войны в контексте западной теории справедливой войны и выявить значимость моистских взглядов на войну для современной теории международных отношений и внешнеполитической стратегии КНР. Материалом исследования послужил текст «Мо-цзы», а также официальные заявления современных руководителей Китая. В работе применяются как методы мирополитической науки (контент-анализ, изучение документов, метод кейсов), так и философии (диалектический, герменевтический, прагматический). В отличие от «либеральных» и «консервативных» интерпретаций учения Мо Ди, высказанных исследователями моистской политической философии, автор настоящей работы делает вывод о практикоорентированности древнекитайской философии и «моральной практике» как критерии политической легитимности. В рамках сравнения моистской этики войны с западной теорией справедливой войны делается вывод об их концептуальной близости. Тем не менее, в связи со спецификой моистских представлений о легитимном акторе «Мо-цзы» гораздо ближе к идеям оборонительного пацифизма. Среди других отличительных особенностей политического учения Мо Ди – акцент на высокотехнологичной обороне, идея «гуманитарной защиты», гуманизм и взаимовыгодное сотрудничество как гарантия международной безопасности. На современном этапе элементы моистских представлений о войне и моистской парадигмы китайской стратегической культуры проявляется в китайской оборонительной концепции A2AD.
Abstract: The article considers the views on the war presented in "Mozi", the ancient Chinese philosophical treatise. The relevance of the study is derived from the manifestation of the Mohist paradigm of strategic culture in the modern Chinese foreign policy, in particular, with regard to defenсe of the State and control over problem areas (South China Sea). The purpose of the research is to consider the specifics of ancient Chinese ethics of war in the context of the Western theory of Just War as well as to reveal the importance of Mohist views on war for the modern theory of international relations and China's foreign policy strategy. The material of the study includes "Mozi" text as well as official statements of the modern leaders of China. The study applies both methods of world political science (content analysis, study of documents, case method) and methods of philosophy (dialectical, hermeneutic, pragmatic). In contrast to the "liberal "and "conservative" interpretations of Mo Di's doctrine expressed by researchers of Mohist political philosophy, the author of this article makes a conclusion about the practice-oriented approach of ancient Chinese philosophy and "moral practice" as a criterion of political legitimacy. The author makes a comparison of the Mohist ethics of war with the Western theory of Just War and concludes that they are conceptually close. However, "Mozi" is much closer to the ideas of defensive pacifism due to the specifics of the Mohist ideas about the legitimate actor. Among other distinctive features of Mo Di's political doctrine are the focus on highly sophisticated defence, the idea of "humanitarian protection", humanism and mutually beneficial cooperation as a guarantee of international security. At the current stage, elements of the Mohist ideas about the war and the Mohist paradigm of Chinese strategic culture are manifested in the Chinese defensive concept A2AD.
Кочеров О.С. —
Геополитика великой доски вэйци
// Международные отношения. – 2018. – № 2.
– С. 193 - 204.
DOI: 10.7256/2454-0641.2018.2.26687
URL: https://e-notabene.ru/irmag/article_26687.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является древнекитайская интеллектуальная игра вэйци как культурная матрица и аналоговая модель китайской геополитической картины мира. Применение вэйци в качестве инструмента политического анализа обусловлено, с одной стороны, ростом влияния Китая на международной арене и становлением китайской школы международных отношений; с другой – современной тенденцией к игрофикации социальных процессов. Рассмотрение вэйци происходит в рамках нового предлагаемого автором направления на стыке игрового и политического - "игровой геополитики" как изучения стратегической культуры в культурно воспринимаемом пространстве. В исследовании применяются сравнительно-политологический метод, метод изучения конкретных ситуаций (кейсов), метод построения аналоговой модели. Соотнесены категориальный аппарат игры и геополитической теории, рассмотрены основные стратегические и тактические элементы вэйци, применяемые КНР в своём внешнеполитическом курсе. Выявлены главные составляющие стратегии вэйци – максимизация долгосрочной прибыли, захват и удержание инициативы при избегании прямого противостояния, ориентация на многоцелевые ходы. Делаются прогнозы относительно дальнейших действий КНР на мировой арене с точки зрения стратегии вэйци. Предлагается использование вэйци в качестве инструмента создания восточноазиатской архитектуры безопасности в рамках триалога Китай-Япония-Корея.
Abstract: The subject of the study is the ancient Chinese intellectual game Weiqi as a cultural matrix and analog model of the Chinese geopolitical picture of the world. The use of Weiqi as a tool of political analysis is caused, on the one hand, by a growing influence of China on the international arena and the formation of the Chinese school of international relations; on the other hand, by the current trend towards gamification of social processes. Weiqi is viewed from the framework of "game geopolitics" - a new direction at the junction of game and policy proposed by the author as a study of strategic culture in space perceived through culture. The study uses a comparative-political method, method of studying specific situations (cases), method of analog model construction. The author correlated the categorical apparatus of the game and geopolitical theory, considered the main strategic and tactical elements of the weiqi game used by the PRC in its foreign policy course. The article identifies the main components of the Weiqi strategy– maximization of the long-term profit, capture and retention of the initiative while avoiding direct confrontation, orientation to multi-purpose moves. The author made projections on the further actions of China on the world stage in terms of the weiqi strategy. The author proposes to use Weiqi as a tool for creating the East Asian security architecture within the China-Japan-Korea Trialog.