Беляев В.А. —
Конструируем модерн как систему антропологических проектов
// Философская мысль. – 2014. – № 4.
– С. 92 - 197.
DOI: 10.7256/2306-0174.2014.4.11772
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_11772.html
Читать статью
Аннотация: Цель этой работы – представить общий план новоевропейской культуры как систему антропологических проектов: «реформации», «просвещения» и «критики культурного разума». В качестве точки отталкивания для развертывания своего дискурса я буду использовать общий план представлений о «диалектике просвещения», созданных в рамках Франкфуртской школы социальной философии. В общем смысле моя позиция является альтернативой тем вариантам представлений о модерне, которые основаны на представлении о том или ином варианте проекта «покорения природы», лежащим в ее основе. Такие представления я воспринимаю как вызов. Ответом на этот вызов является попытка рассмотреть «диалектику просвещения» как результат реализации не проекта «покорения природы», а проектов «покорения человека». Я предлагаю рассматривать Просвещение как чисто антропологический проект, результатом реализации которого и должна была стать то проблемная ситуация, которую распознает Франкфуртская школа. Причем все множество проблемных полей, которые я перечислил, должно в своих основных чертах быть проекциями реализации просвещенческого антропологического проекта. (В том числе и «покорение природы».) Я сказал, что мою позицию можно рассматривать как ответ на позицию Франкфуртской школы. Это не значит, что я буду заниматься критическим анализом ее позиций. Рассмотрение новоевропейской культуры как реализации проекта «покорения природы» достаточно распространено на сегодняшний день. Поэтому я отвечаю на вызов такой распространенности. Франкфуртская школа в данном случае играет роль «представителя позиции». Для меня здесь важно то, что Франкфуртская школа центрирована на той фазе реализации проекта Просвещения, который можно считать интегральным результатом его институциональной победы: середина XIX – середина ХХ в. Интегральная реальность, которая выражается системой понятий: «натурализм», «реализм», «позитивизм», «индивидуализм», «демократизм», «либерализм», «буржуазность», «капитализм», «научность», «рационализм», «сциентизм» – эта реальность стала выраженной во множестве ракурсов (принципов, идеалов, институтов) победой просвещенческого проекта. Те противоречия, которые в ней обнаружились – внутренние реализационные противоречия этого проекта. В том числе и те противоречия, которые кажутся отрицающими сам просвещенческий проект. Пафос моей позиции состоит в обнаружении это внутренней противоречивости. Те противоречие, которые связаны с понятиями: «национализм», «фашизм» и «коммунизм», – я тоже буду раскрывать в контексте диалектики проектов «реформации», «просвещения» и «критики культурного разума».
Abstract: The purpose of this work is to submit the general plan of the new European culture as system of anthropological projects: "reformations", "educations" and "critics of cultural reason". As a pushing away point for expansion of the discourse I will use the general plan of ideas of "dialectics of education", created within the Frankfurt school of social philosophy. In a general sense my position is alternative to those options of ideas of a modernist style which are based on idea of this or that version of the project of "nature conquest", being its cornerstone. I perceive such representations as a call. The answer to this call is attempt to consider "dialectics of education" as result of realization not the project of "nature conquest", and projects of "conquest of the person". I suggest to consider Education as purely anthropological project which result of realization there had to be that a problem situation which is distinguished by the Frankfurt school. And all set of problem fields which I listed, has to be in the main lines projections of implementation of the educational anthropological project. (Including "nature conquest". ) The author has been told that his position can be considered as the answer to a position of the Frankfurt school. However, the author states, it doesn't mean that he will be engaged in the critical analysis of its positions. Consideration of the new European culture as implementation of the project of "nature conquest" is rather widespread today. Therefore I answer a call of such prevalence. The Frankfurt school in this case plays a role "the representative of a position". For me that the Frankfurt school is aligned on that phase of implementation of the project of Education which can be considered as integrated result of its institutional victory here is important: the middle of XIX – the middle of the XX century. Integrated reality which is expressed by system of concepts: "naturalism", "realism", "positivism", "individualism", "democratism", "liberalism", "burzhuaznost", "capitalism", "scientific character", "rationalism", "scientism" – this reality became expressed in a set of foreshortenings (the principles, ideals, institutes) a victory of the educational project. Those contradictions are internal realizational contradictions of this project. Including those contradictions which seem denying the educational project. Pathos of my position consists in detection it is internal discrepancy. Those a contradiction which are connected with concepts: "nationalism", "fascism" and "communism", the author will open too in a context of dialectics of the projects "reformations", "educations" and "criticism of cultural reason".