Цзинь Ч. —
«Катарсис» аристотеля как источник вдохновения для современной драматерапии
// Философия и культура. – 2023. – № 8.
– С. 27 - 35.
DOI: 10.7256/2454-0757.2023.8.43818
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_43818.html
Читать статью
Аннотация: Данная работа представляет собой попытку расшифровать терапевтическую сущность эллинского театра через призму «катарсиса», начиная с афинских вакханалий, когда театральные представления превращались в инструмент коллективного врачевания. В статье рассмотрены теоретические взгляды Аристотеля, в эстетике которого катарсис стал основным понятием, свидетельствующим о целительных способностях греческого театра осуществлять очищение и гармонизацию личности. Автор показывает, как можно использовать эти идеи в современном театральном искусстве, помогая определять и устранять душевные проблемы сегодняшних зрителей.
Драматический «катарсис», названный и проанализированный в теоретической системе Аристотеля, в свою очередь, стал теоретическим обобщением целительных способностей греческого театра. Научная новизна настоящей работы состоит в том, что исследование сущности и формы врачевания в греческом театре может быть использовано в качестве теоретической основы для развития современной драматерапии. В работе применен междисциплинарный подход, культурно-исторический метод и принцип сравнительно-сопоставительного анализа.
В 70-80-е гг. ХХ века драматерапия стала исследоваться как отдельная дисциплина, пробудившая творческие способности и воображение, способствовавшая воссоединению людей с их внутренним миром, снявшая груз тяжёлых переживаний, изменившая поведение и жизненные обстоятельства, раскрыв, таким образом, целительные способности театрального «катарсиса». Расцвет современной театральной терапии отражает новое направление в развитии психотерапии и театра, а также возвращение к древним традициям врачевания и художественного творчества и развитие свежих представлений и новых творческих идей на их основе.
Abstract: This work is an attempt to decipher the therapeutic essence of the Hellenic theater through the prism of "catharsis", starting with the Athenian orgy, when theatrical performances turned into a tool for collective healing. The article deals with the theoretical views of Aristotle, in whose aesthetics catharsis has become the main concept that testifies to the healing abilities of the Greek theater to purify and harmonize the personality. The author shows how these ideas can be used in modern theatrical art, helping to identify and eliminate the mental problems of today's audience.
Dramatic "catharsis", named and analyzed in the theoretical system of Aristotle, in turn, became a theoretical generalization of the healing abilities of the Greek theater. The scientific novelty of this work lies in the fact that the study of the essence and form of healing in the Greek theater can be used as a theoretical basis for the development of modern drama therapy. The work uses an interdisciplinary approach, a cultural-historical method and the principle of comparative analysis
in the 70-80s. In the twentieth century, drama therapy began to be explored as a separate discipline that awakened creativity and imagination, contributed to the reunification of people with their inner world, removed the burden of difficult experiences, changed behavior and life circumstances, thus revealing the healing abilities of theatrical "catharsis". The rise of modern theater therapy reflects a new direction in the development of psychotherapy and theater, as well as a return to the ancient traditions of healing and artistic creativity and the development of fresh ideas and new creative ideas based on them.