Пушкарева Т.В., Иванова Е.Ю., Уткина И.В. —
Архитектурный макет сквозь призму культурно-исторической традиции и новых технологий
// Человек и культура. – 2021. – № 6.
– С. 20 - 33.
DOI: 10.25136/2409-8744.2021.6.37053
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_37053.html
Читать статью
Аннотация: В статье предлагается комплексное исследование архитектурного макета (модели) как культурного феномена в культурно-историческом измерении от его зарождения до новейших технологических решений, применяемых в современном архитектурном макетировании. Методология исследования базируется на структурно-функциональном и семиотическом подходах. На основе анализа историко-культурного и современного развития архитектурного макета в статье выделяются пять социально-культурных функций, выполняемых архитектурным макетом в профессиональной деятельности, в обществе и культуре в целом: профессиональное планирование и сопровождение архитектурного проекта; презентация проекта заказчику; мемориализация выдающихся результатов деятельности человека; образовательное конструирование; художественное макетирование преимущественно в рамках ансамблевого вида искусств сценографии. Показано, что с начала XXI века основная функция архитектурного макета – совершенствование проекта – в большей степени сочетается с цифровым моделированием. Однако презентационная, мемориализационная, образовательная и художественная функции архитектурного макета продолжают осуществляться в реальном материале, расширяя масштабы распространения и совершенствуя профессиональные методы и приемы воплощения. Проанализировано значение 3D-печати для развития современного архитектурного макета.
На основе проведенного исследования делается вывод о том, что архитектурный макет представляет собой универсальную форму фиксации и передачи культурного опыта, возможности которой не умаляет развитие цифровых технологий и виртуальной реальности. Актуальность архитектурного макета в современном мире связана с уникальным свойством феномена - дарить человеку притягательную иллюзию символического присвоения пространства. Цифровизация общества, профессиональной деятельности и образования расширяет потребности в архитектурном макетировании и одновременно предоставляет новые возможности для реализации ряда социально-культурных функций архитектурного макета на новом уровне.
Abstract: This article provides a comprehensive research of the architectural model as a cultural phenomenon in cultural-historical dimension since its origin to the latest technological solutions applied in modern architectural modeling. Research methodology is based on the structural-functional and semiotic approaches. The analysis of historical-cultural and modern development of architectural model reveals the five sociocultural functions fulfilled by the architectural model in professional activity, society and culture: professional planning and coordination of architectural project; presentation of the project to customer; commemoration of the outstanding results of human activity; educational engineering; art modeling, namely within the framework of the ensemble type of stenographic art. It is demonstrated that since the beginning of the XXI century, the main function of architectural model – improvement of the project – intertwines with digital modeling for the most part. However, the presentational, commemorative, educational and artistic functions of the architectural model continue to be implemented in actual material, scaling up the distribution and improving the professional methods and techniques of implementation. Analysis is conducted on the role of 3D- printing for the development of modern architectural model. The conclusion is made that the architectural model is a universal form of retaining and transmitting cultural experience, the possibilities of which are not diminished by the advancement of digital technologies and virtual reality. The relevance of architectural model in modern world is associated with the unique quality of the phenomenon- to give a person an enticing illusion of symbolic appropriation of space. Digitalization of the society, professional activity, and education expands the needs for architectural modeling, and simultaneously provides new opportunities for implementation of a number of sociocultural functions of the architectural model on a new level.
Пушкарева Т.В., Иванова Е.Ю., Шемякина Е.М. —
Феномен косплея: культурные прототипы и тренды
// Человек и культура. – 2021. – № 3.
– С. 1 - 17.
DOI: 10.25136/2409-8744.2021.3.34966
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_34966.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования выступает косплей как современная массовая практика копирования и публичной демонстрации костюма, образа и поведения известных героев массовой культуры: героев кинофильмов, мультфильмов, комиксов, видеоигр в рамках фестивалей, шествий, деятельности клубов соответствующей тематики. В статье предлагаются научные основания комплексного анализа феномена косплея как современной культурной формы и практики на основе выявления его культурно-исторических прототипов и определения художественных и социальных тенденций развития. Эмпирическим материалом для исследования стали интервью с российскими косплеерами, наблюдения, публикации в профильных средствах массовой информации, записи электронных трансляций мероприятий косплея. Новизна исследования состоит в том, что выявлены культурно-исторические прототипы косплея – тотемические первобытные праздники, средневековый карнавал, первые формы театра, а также обозначены художественные и социальные тенденции косплея, среди которых – развитие языка визуальной культуры современности и оздоровление массовой культуры через творческую материализацию персонажей экранной культуры. Показаны социально-психологические механизмы, которые лежат в основе практики косплея и которые близки к генетическим основам существования театра: это подражание и идентификация. Представлена типология жанров косплея, выявлены универсальные черты и очерчена специфика национальных форм косплея.
Abstract: The subject of this research is cosplay as a modern large-scale practice of copying and public demonstration of the costume, image and behavior of famous heroes of popular culture: movies, animated movies, comic strips, and video games within the framework of thematic festivals, processions, and clubs. This article provides scientific grounds for comprehensive analysis of the phenomenon of cosplay as a modern cultural form and practice through determining its cultural and historical prototypes, as well as artistic and social development. The empirical material contains the interviews with the Russian cosplayers, observations, publications in field-specific mass media, and digital broadcasting of cosplay events. The novelty of this work consists in revealing the cultural-historical prototypes of cosplay – totemic primitive festivities, medieval carnival, first forms of theater, as well as in outlining the artistic and social trends of cosplay, among which are the development of the language of modern visual culture and improvement of popular culture through creative materialization of the characters of screen culture. The author describes the socio-psychological mechanisms, which underlie the practice of cosplay and are close to the genetic foundations of the existence of theater: imitation and identification. The article carries out the typology of cosplay genres; determines the universal features and the specifics of the national forms of cosplay.