Ратко М.В. —
Храмовый комплекс Пура Лухур Улувату (остров Бали): особенности композиции и декоративного оформления
// Культура и искусство. – 2023. – № 5.
– С. 33 - 49.
DOI: 10.7256/2454-0625.2023.5.40737
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_40737.html
Читать статью
Аннотация: Данная статья посвящена исследованию древнего балийского храма Пура Лухур Улувату, который принадлежит к кругу шести наиболее почитаемых святилищ острова (Sad Kahyangan). Цель статьи – проанализировать особенности пространственной организации храмового комплекса, основные виды сооружений на его территории, мотивы скульптурного декора. Основываясь на методологии регионального подхода, автор особое внимание уделяет изучению самобытности данного архитектурного ансамбля как образца общественных храмов pura Южного Бали. В процессе исследования использовались методы композиционного анализа планировочной структуры храма, морфологического, иконографического и художественного анализа мотивов декора, натурного исследования культового объекта и прочие.
Научная новизна статьи состоит в том, что архитектурная композиция и пластическое убранство Пура Лухур Улувату впервые рассматриваются в аспекте взаимоотношения регионально-типологических и локально-индивидуальных характеристик. В исследовании также конкретизируется перечень архитектурных форм в пределах каждой пространственной зоны главного святилища и его храма-спутника Pura Dalem Jurit, уточняются их конструктивные и функциональные характеристики, обрисовывается целостная картина декоративного убранства. В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что Пура Лухур Улувату является ярким примером сакральной архитектуры южного региона острова с присущими ему типологическими признаками: вариативности планировочной застройки, камерности, экономного использования храмового пространства, свободной трактовки отдельных мотивов декора. Своеобразие храма проявляется в эффектном расположении на краю отвесной скалы, выступающей в океан, удлиненном плане главного святилища, контуры которого повторяют очертания юго-западного выступа полуострова Букит, предельном минимализме сооружений и используемых средств декоративного оформления, простоте архитектурных форм. Творческая фантазия местных мастеров нашла отображение в оригинальной конфигурации входных ворот Candi Bentar и Candi Kurung, а также в артикуляции отдельных элементов декора (маскаронов kasar, сосудов kalasa и пр.).
Abstract: This article is devoted to the study of the ancient Balinese temple Pura Luhur Uluwatu, which belongs to the circle of the six most revered sanctuaries of the island (Sad Kahyangan). The purpose of the article is to analyze the features of the spatial organization of the temple complex, the main types of structures on its territory, the motives of sculptural decoration. Based on the methodology of the regional approach, the author pays special attention to the study of the identity of this architectural ensemble as an example of the pura public temples of South Bali. In the course of the research, the methods of compositional analysis of the planning structure of the temple, morphological, iconographic and artistic analysis of decor motifs, full-scale study of the cult object and others were used. The scientific novelty of the article is that the architectural composition and plastic decoration of Pura Luhur Uluwatu are considered for the first time in the aspect of the relationship of regional-typological and local-individual characteristics. The study also concretizes the list of architectural forms within each spatial zone of the main sanctuary and its satellite temple Pura Dalem Jurit, clarifies their structural and functional characteristics, outlines a holistic picture of the decorative decoration. As a result of the conducted research, it was concluded that Pura Luhur Uluwatu is a striking example of the sacred architecture of the southern region of the island with typological features inherent in it: variability of planning development, closeness, economical use of temple space, free interpretation of individual decorative motifs. The uniqueness of the temple is manifested in its spectacular location on the edge of a sheer cliff protruding into the ocean, the elongated plan of the main sanctuary, the contours of which repeat the outlines of the southwestern protrusion of the Bukit Peninsula, the extreme minimalism of structures and the means of decorative design used, the simplicity of architectural forms. The creative imagination of local craftsmen was reflected in the original configuration of the entrance gates Candi Bentar and Candi Kurung, as well as in the articulation of individual decorative elements (kasar mascarons, kalasa vessels, etc.).