Федин А.Н., Печаткин А.С. —
Идея социального прогресса в трудах историков "Русской школы"
// Genesis: исторические исследования. – 2023. – № 6.
– С. 1 - 12.
DOI: 10.25136/2409-868X.2023.6.40852
URL: https://e-notabene.ru/hr/article_40852.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования авторов статьи выступает теория социального прогресса в трудах таких видных историков как Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский и И.В. Лучицкий. Для анализа проблемы в работе используются компаративистский метод, системный подход и принцип индивидуальности Б. Рассела. Авторы особое внимание уделяют методологическим предпосылкам отказа отечественными историками от позиций Г.В.Ф. Гегеля для разработки теорий социальной динамики и переходу на основы позитивизма. В статье отмечаются основные теоретические расхождения историков «Русской школы» с другими отечественными концепциями социального прогресса в конце XIX в. Новизна исследования заключается в том, что авторы статьи наглядно показывают противоречия в теориях социального прогресса представителей «Русской школы». В статье демонстрируется, что несмотря на отрицание научности эмпирико-метафизических концепций таких историков как М.Н. Петров и В.И. Герье, видные представители «Русской школы» не смогли отказаться от предложенных ими критериев общественного развития. В заключении авторы подчеркивают важность спора Н.И. Кареева, М.М. Ковалевского и И.В. Лучицкого о роли статистического метода, марксистского подхода к истории, соотношении истории и социологии для понимания общего и особенного в их трактовках социального прогресса.
Abstract: The object of the authors' research is the theory of social progress in the works of such prominent historians as N.I. Kareev, M.M. Kovalevsky and I.V. Luchitsky. To analyze the problem, the comparative method, a systematic approach and the principle of individuality of B. Russell are used in the work. The authors pay special attention to the methodological prerequisites for the rejection by Russian historians of the positions of G.V.F. Hegel for the development of theories of social dynamics and the transition to the foundations of positivism. The article highlights the main theoretical differences between historians of the "Russian School" and other domestic concepts of social progress at the end of the XIX century. The novelty of the research lies in the fact that the authors of the article clearly show the contradictions in the theories of social progress of representatives of the "Russian School". The article demonstrates that despite the denial of the scientific nature of empirical and metaphysical concepts of historians such as M.N. Petrov and V.I. Guerrier, prominent representatives of the "Russian School" could not refuse the criteria of social development proposed by them. In conclusion, the authors emphasize the importance of the dispute between N.I. Kareev, M.M. Kovalevsky and I.V. Luchitsky about the role of the statistical method, the Marxist approach to history, the relationship between history and sociology for understanding the general and special in their interpretations of social progress.
Федин А.Н., Никишова Н.В. —
Взгляды историка М. Н. Петрова на проблему социального прогресса
// Философская мысль. – 2023. – № 5.
– С. 36 - 45.
DOI: 10.25136/2409-8728.2023.5.40550
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_40550.html
Читать статью
Аннотация: В настоящей работе с позиций компаративистского метода, системного-исторического аспекта системного подхода и принципа индивидуальности Б. Рассела рассматривается концепция социального прогресса в трудах историка М. Н. Петрова. В работе описываются теоретико-методологическая база концепции, ее применение к исследованию исторического процесса и морально-нравственного воспитания человека. В работе указано, что несмотря на оригинальность своего подхода ученый историк не выходит за рамки общих проблем русской философской мысли в отношении общественного развития, обращаясь к этическому сопоставлению прогресса человека и человечества, а также вопросу оправдания насилия во благо будущего. Анализируются сходства и различия со взглядами видных историков-современников – В.И. Герье, Н.И. Кареева, М.М. Ковалевского, И.В. Лучицкого. Согласно выводам статьи, эволюция историософского знания в отечественной исторической науке привела к быстрому переходу от эмпирико-метафизических воззрений к эмпирико-этическим и угасанию интереса к концепции М.Н. Петрова. В работе доказывается, что несмотря на отсутствие интереса к теории прогресса ученого Харьковского университета, критерии социального прогресса, разработанные им легли в основу изучения прогресса русской религиозной философией и представителями евразийства.
Abstract: In the present work the concept of social progress in the works of historian M. N. Petrov is considered from the positions of comparativist method, system-historical aspect of systematic approach and B. Russell's principle of individuality. The work describes the theoretical and methodological basis of the concept, its application to the study of historical process and moral education of man. In the work it is pointed out that in spite of the originality of his approach the historian does not go beyond the general problems of Russian philosophical thought on social development, referring to the ethical comparison of the progress of man and humanity, as well as the question of justification of violence for the benefit of the future. The article analyzes similarities and differences with the views of such prominent contemporary historians as V. I. Herier, N. I. Kareev, M. M. Kovalevsky, and I. V. Luchitsky. According to the conclusions of the article, the evolution of historiosophic knowledge in the Russian historical science led to a rapid transition from empirical and metaphysical views to empirical and ethical ones and fading of interest to the concept of M. N. Petrov. The paper proves that the criteria of social progress, developed by the scientist of Kharkov University, formed the basis for the study of progress by Russian religious philosophy and Eurasianism.