Зайцева М.Л., Чекменев А.И. —
Особенности трактовки хоровых жанров в творчестве Артура Лурье
// PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2015. – № 4.
– С. 53 - 66.
DOI: 10.7256/2453-613X.2015.4.16924
URL: https://e-notabene.ru/phil/article_16924.html
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей трактовки хоровых жанров в творчестве Артура Лурье. Авторами в результате проведенного музыковедческого анализа выявлена роль творчества композитора в музыкальной культуре начала XX века, определены новаторские приемы сближения выразительных возможностей симфонической и хоровой партитур, направленные на усиление колористических и экспрессивных возможностей хорового звучания. Обосновано, что симфонизм является доминирующим принципом развития музыкальной драматургии симфонической кантаты для смешанного хора a cappella «В кумирне золотого сна» А. Лурье. Исследователями использован метод системного анализа и обобщения для выявления особенностей музыкального мышления А. Лурье как одного из ярких представителей отечественного музыкального авангарда, для обоснования перспективности идей композитора в области музыкального языка и драматургии. Доказано, что в кантате лирико-драматический принцип симфонизма реализуется на уровне музыкальной драматургии и системы выразительных средств. Обосновано, что А. Лурье использует приемы монотематического развития, создает систему тематических арок, способствующих структуризации музыкального материала и закреплению исходной интонации-импульса, а также применяет новаторские приемы, способ-ствующие сближению выразительных возможностей хоровой и оркестровой партитур. Авторами сделан вывод о том, что результатом активизации внимания композитора к сонористическому звучанию музыкальной горизонтали является трансформация взглядов природу голоса, который все больше сближается с характером звучания музыкального инструмента.
Abstract: This article is dedicated to the research of the peculiarities of the interpretation of the choral genres in the work of Arthur Lourié. As a result of the conducted musicological analysis, the authors determine the role of the composer’s work in the musical culture of the early XX century, and define the innovative attempts of aligning the expressional capabilities of the symphonic and choral scores, aimed at strengthening the coloristic and expressional capabilities of the choral sound. It is substantiated that the symphonization represents the dominant principle of development of the musical dramaturgy of the symphonic cantata for mixed chorus a cappella “In the Temple of Golden Dreams” of peculiarities of the interpretation of the choral genres in the work of Arthur Lourié. The authors prove that in the cantata the lyrical-dramaturgical principle of symphonism is realized at the level of musical dramaturgy and system of expressional means. They substantiate that peculiarities of the interpretation of the choral genres in the work of Arthur Lourié uses the methods of monothematic development and creates a system of thematic arches, which contribute to the structurization of the musical material and establish the opening intonation-impulse; he also implements innovative methods that help align the expressional capabilities of the choral and orchestral scores.