Попова Л.В. —
Миф и реальность в творчестве итальянских неореалистов
// Культура и искусство. – 2024. – № 3.
– С. 153 - 164.
DOI: 10.7256/2454-0625.2024.3.70172
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_70172.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования является неореализм ― течение в итальянском кино 1940–1950-х гг. Предметом исследования является творчество режиссеров-неореалистов Роберто Росселлини, Чезаре Дзаваттини, Джузеппе де Сантиса, Витторио де Сики, Альберто Латуады. Черты неореализма присущи также раннему творчеству режиссеров Лукино Висконти («Одержимость» 1943 г., «Земля дрожит» 1948 г.), Федерико Феллини («Дорога» 1954 г., «Ночи Кабирии» 1957 г.), Пьеро Паоло Пазолини («Аккатоне» 1961 г., «Мама Рома» 1962 г.), Микеланджело Антониони «Люди с реки По» 1947 г.). Неореализм складывается под влиянием французского поэтического реализма, а также, под влиянием веризма, особенно, творчества Л. Пиранделло. В центре внимания неореалистов стал человек во взаимодействии с обществом, окружающей средой. Целью данного исследования является рассмотрение особенностей реализма и неореализма, рассмотрение пространства, создаваемого режиссерами. В данном исследовании применяются различные методы исследования - феноменологический, интертекстуальный, сравнительный, герменевтический, метод контент-анализа - в их сочетании и взаимодополнительности. Научная новизна данного исследования заключена в противопоставлении мифологического и реального пространства в фильмах итальянских режиссеров, а также в применении комплексного подхода. Основным выводом данного исследования является тезис, что миф и реальность в творчестве итальянских неореалистов взаимодействуют друг с другом. Несмотря на документальный подход к съемке, неореалисты создают свою, особую реальность, обращаются к истории и мифу. Понятие «неореализм» довольно сложное, многие его представители называли себя реалистами. В центре внимания неореализма становится человек во взаимодействии с обществом, с окружающей средой. В качестве принципов неореализма можно выделить хоральность, то есть, взаимодействие людей. Отдельной чертой неореализма является обращение к фантазии. Ф. Феллини и М. Антониони открывают новую главу в истории итальянского кинематографа.
Abstract: The object of research is Italian neorealism of the 1940-1950s. The subject of research is the work of neorealist directors Roberto Rossellini, Cesare Zavattini, Giuseppe de Santis, Vittorio de Sica, Alberto Latuada. Features of neorealism are also inherent in the early work of directors Luchino Visconti («Obsession» 1943, «Earth Trembles» 1948), Federico Fellini («The Road» 1954, «Nights of Cabiria» 1957), Piero Paolo Pasolini («Accatone» 1961, «Mama Roma» 1962), Michelangelo Antonioni «People from the Po River» 1947). Neorealism develops under the influence of French poetic realism, as well as, under the influence of verism, especially, the work of L. Pirandello. The focus of the neorealists was a person in interaction with society, the environment.
The purpose of this study is to consider the features of realism and neorealism, to consider the space created by directors. This study uses various research methods - phenomenological, intertextual, comparative, hermeneutic, content analysis in their combination and complementarity.
The scientific novelty of this study lies in the opposition of mythological and real space in the films of Italian directors, as well as in the application of an integrated approach. The main conclusion of this study is the thesis that myth and reality in the work of Italian neorealists interact with each other. Despite the documentary approach to filming, neorealists create their own, special reality, turn to history and myth. The concept of "neorealism" is quite complex, many of its representatives called themselves realists. The focus of neorealism becomes a person in interaction with society, with the environment. As the principles of neorealism, one can single out chorality, that is, the interaction of people. A separate feature of neorealism is the appeal to fantasy. F. Fellini and M. Antonioni open a new chapter in the history of Italian cinema.