Угрин И.М. —
Категория «вечного» в контексте проблемного поля ценностно-ориентированного развития
// Философская мысль. – 2024. – № 12.
– С. 90 - 107.
DOI: 10.25136/2409-8728.2024.12.72731
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_72731.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается проблема содержательного наполнения понятия «традиционных духовно-нравственных ценностей», сохранение и укрепление которых рассматривается как одна из приоритетных задач государственной политики РФ. Анализируется каждая из составляющих этого понятия. Категории «духовного» и «нравственного», взятые вне контекста определенной системы мировоззрения, в ходе анализа признаются недостаточными для четкой артикуляции смыслов на официальном государственном уровне. Анализ понятия «традиционное» приводит к мысли о несводимости общероссийских ценностей к одному источнику, рассматриваемому в историческом ракурсе, к одной из существующих в культурном поле российской цивилизации больших традиций. Предлагается подойти к этому термину с иной точки зрения. А именно привнести глубину в понятие «традиционное» через категорию «вечного». Вечные ценности, которые коренятся в метафизической природе реальности, подразумевают содержательное единство при сосуществовании множественности форм, в которых эти ценности отражаются. Такое представление о вечных ценностях отвечают характеру мысли русской религиозной философии (среди представителей которой В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, И.А. Ильин и др.), а также согласно с представлением о Вечной Традиции (которое разделяли такие мыслители как Рене Генон, Ананда Кумара свами и Матжиои). Кроме того, оно позволяют решить ряд фундаментальных проблем, встающих перед цивилизационной теорией развития. В итоге делается вывод о том, что ценностно-ориентированная политика, понимаемая как политика, имеющая в качестве ориентиров развития вечные духовно-нравственные ценности, весьма перспективна и позволяет дать ответы на стоящие перед нашей страной исторические вызовы.
Abstract: The article deals with the problem of meaningful content of the concept of "traditional spiritual and moral values", the preservation and strengthening of which is considered as one of the priorities of the state policy of the Russian Federation. Each of the components of this concept is analyzed. The categories of "spiritual" and "moral", taken outside the context of a certain worldview system, are recognized during the analysis as insufficient for a clear articulation of meanings at the official state level. The analysis of the concept of "traditional" leads to the idea of the irreducibility of all-Russian values to one source, considered from a historical perspective, to one of the great traditions existing in the cultural field of Russian civilization. It is proposed to approach this term from a different point of view. Namely, to bring depth to the concept of "traditional" through the category of "eternal". Eternal values, which are rooted in the metaphysical nature of reality, imply meaningful unity with the coexistence of a plurality of forms in which these values are reflected. Such an idea of eternal values corresponds to the nature of the thought of Russian religious philosophy (among whose representatives V.S. Solovyov, E.N. Trubetskoy, N.A. Berdyaev, S.N. Bulgakov, P.A. Florensky, S.L. Frank, I.A. Ilyin, etc.), as well as in accordance with the idea of Eternal Tradition (which shared by such thinkers as Rene Guenon, Ananda Kumara Swami and Matjioi). In addition, it allows us to solve a number of fundamental problems facing the civilizational theory of development. As a result, it is concluded that a value-oriented policy, understood as a policy that has eternal spiritual and moral values as guidelines for development, is very promising and allows us to provide answers to the historical challenges facing our country.
Угрин И.М. —
Проблема свободы сквозь призму типологии правоотношений Н.Н. Алексеева
// Право и политика. – 2021. – № 4.
– С. 10 - 24.
DOI: 10.7256/2454-0706.2021.4.35115
URL: https://e-notabene.ru/lpmag/article_35115.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается проблема свободы в ее социальном измерении сквозь призму правовой теории Н.Н. Алексеева. Алексеев принадлежит к плеяде основоположников евразийской философии и политологии. Из всех евразийцев он внес наиболее весомый вклад в разработку вопросов права. Евразийская теория права и государства – одна из наиболее оригинальных и востребованных сегодня правовых теорий. В данном исследовании она не рассматривается целиком, внимание сосредоточено на типологии правоотношений. Эта типология интересна тем, что она позволяет по-новому взглянуть на проблему свободы в ее связи с ценностью солидарности, а именно раскрыть смысл позитивной свободы как обоюдостороннего равновесия прав и обязанностей. В случае достижения такого равновесия личная свобода становится условием единства общества, а единство общества обеспечивается через охранение личной свободы. При этом единство не может быть понято механистично, лишь органическое единство позволяет членам общества развиваться, так и само общество развивается свободно, оставаясь одним целым. Органическое сочетание прав и обязанностей, или всеобщая гармония правообязанностей, есть идеальный ориентир, который хоть и не достижим вполне в конкретной правотворческой и правоприменительной деятельности, но в ходе приближения к нему государство совершенствует себя в согласии с началом справедливости.
Abstract: This article explores the problem of freedom in its social context through the prism of N. N. Alekseev's legal theory – one of the founders of Eurasian philosophy and political science. Out of all Eurasians, he is the most considerable contributor to the development of legal matters. The Eurasian theory of state and law is a unique and highly demanded legal theory. This work focused on the typology of legal relations, rather than the theory as a whole. Such typology gives a new perspective on the problem of freedom in its connection with the value of solidarity; it allows revealing the concept of positive freedom as a balance between rights and responsibilities. If such a balance is achieved, personal freedom becomes the condition for the unity of society, and the unity of society is ensured through protection of personal freedom. At the same time; the unity cannot be understood mechanistically; only organic unity let the members of society develop, so the society remains a unified whole The organic balance between rights and responsibilities, or the universal harmony of legal duties, is an ideal benchmark, which although is not quite achievable in a specific lawmaking and law-enforcement activity, but in approaching it, the state improves itself in consonance with the principle of justice.
Угрин И.М. —
Проблема цивилизационного развития России: институциональный аспект
// Политика и Общество. – 2019. – № 6.
– С. 26 - 40.
DOI: 10.7256/2454-0684.2019.6.31709
URL: https://e-notabene.ru/psmag/article_31709.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается проблема цивилизационного развития России в ее институциональном аспекте. Российская цивилизация понимается как целостная динамическая система, для успешного функционирования и дальнейшего развития которой необходимо наличие базовых институтов, посредством которых она бы могла воспроизводить саму себя. Автором выделяются опорные институты российской цивилизации, к ним автор относит институт централизованного государства, институт православной церкви и институт общины. Анализируется процесс трансформации этих институтов в качестве цивилизационнообразующих, а также в ракурсе их взаимодействия друг с другом. Сочетание цивилизационного и структурно-функционального подходов позволяет по-новому взглянуть на проблему цивилизационного развития, преодолев детерминизм культурологической парадигмы. Несмотря на то, что значение культуры для становления той или иной цивилизационной общности неоспоримо велико, цивилизация не способна существовать без институтов, определяющих ее структуру. Разрушение общины как базового института русской жизни, проявлявшегося на ряду с другими историческими формами, в советском коллективизме, а также неспособность православной церкви обеспечить духовную консолидацию современного общества, заставляют обратить внимание на централизованное (импероподобное) государство как последний институт, позволяющий сохранять единство российской цивилизации.
Abstract: This article examines the problem of civilizational development of Russian in its institutional aspect. Russian civilization is interpreted as a holistic dynamic system that requires the existence of basic institutions for its successful functioning and further development, through which it would be able to reproduce itself. The author highlights the backbone institutions of Russian civilization, such as the institution of unitary state, institution of Orthodox Church, and institution of community; as well as analyzes their transformation as civilization-forming institutions and in terms of interaction with each other. The combination of civilizational and structural-functional approaches allows having a new perspective on the problem of civilizational development by overcoming the determinism of cultural paradigm. Despite the fact that the role of culture for the establishment of one or another civilizational community is indisputably great; civilization is incapable to exist without the institutions defining its structure. Designation of community as a basic institution of the Russian life, which manifested alongside other historical forms in Soviet collectivism, as well as inability of the Orthodox Church to ensure spiritual consolidation of modern society, makes paying attention to unitary (imperial-like) state as the last institution that allows preserving the unity of Russian civilization.
Угрин И.М. —
Проблема развития российской цивилизации в условиях глобализации
// Философская мысль. – 2018. – № 6.
– С. 9 - 22.
DOI: 10.25136/2409-8728.2018.6.26216
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_26216.html
Читать статью
Аннотация: В данном исследовании рассматривается проблема существования российской цивилизации, однако не в привычном ракурсе споров о том, что из себя представляет Россия (является ли или не является она отдельной цивилизацией и каково ее отношение с европейской цивилизацией, если она является цивилизацией отдельной), а в ракурсе вопроса о ее развитии и трансформации как условии данного развития. С одной стороны, показывается научная целесообразность использования цивилизационного подхода для анализа современного состояния российского общества и государства. С другой стороны, цивилизационный подход неотрывно связывается с проблемой исторического развития, которое выступает в данной статье как ценностный императив. Цивилизационная парадигма не противопоставляется идеи исторического обновления, а соединяется с ней, историческое развитие мыслится как процесс, вписанный в бытийные формы локальных цивилизаций, хотя и не ограниченный ими. В ходе анализа автор приходит к выводу о том, что единственным выходом для сохранения России самой себя в сложившихся геополитических, геоэкономическим и геокультурных условиях является для нее обращение к внутренним ресурсам цивилизационного развития. Однако такого рода возвращение не есть возрождение традиционных институтов в формах их существования в прошлом или простое воспроизводство традиционных практик, а обновление на основе творческого ответа в контексте цивилизационного развития (а не сугубо национального или модернизационного), обновление через социокультурную революцию.
Abstract: This research examines the problem of existence of the Russian civilization; however not from the usual perspective of the debates whether or not Russian is a separate civilization and its relationship with the European civilization, but rather from the perspective of the question about its evolution and transformation as a factor of such development. On one hand, the author demonstrate the scientific purposefulness of the use of civilizational approach for analyzing the current state of Russian society and state. On the other hand, civilizational approach is inseparably associated with the problem of historical development, which manifests in this article as a value imperative. Civilizational paradigm is not opposed to the idea of historical renewal, but couples with it; the historical development is understood as a process inscribed into the existential forms of local civilization, although not limited by them. The author comes to a conclusion that the only way out for Russia’s self-preservation under the established geopolitical, geoeconomic, and geocultural circumstances is the reference to the internal resources of civilizational development. However, such return is not a revival of the traditional institutions in forms of their existence in the past or simple reproduction of the traditional practices, but a renewal based on the creative response in the context of civilizational development (rather than strictly national or modernization), a renewal through the sociocultural evolution.
Угрин И.М. —
Между правом и правдой: о некоторых особенностях русской гражданской культуры
// Философская мысль. – 2014. – № 12.
– С. 123 - 152.
DOI: 10.7256/2409-8728.2014.12.1420
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_14208.html
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена актуальному вопросу о становлении гражданской культуры. В ней рассматривается проблема гражданского сознания в ракурсе развития самого человека, эволюции его материальной и духовной природы. Процесс формирования гражданской культуры полагается незавершенным, находящемся скорее в зародыше, нежели достигшим апогея в своем движении. Анализируются особенности развития гражданской культуры в России. Она (гражданская культура) полагается неотъемлемой частью русской культуры. Ценности, постулируемые в ходе ее развития являются преломлением общероссийских ценностей, выработанных и вырабатываемых на протяжении всего исторического процесса. Подход к анализу специфике гражданского менталитета состоятелен лишь в том случае, если он учитывает специфику менталитета как такового, специфику культурной жизни народа в целом, не замыкаясь на частном. Одной из ключевых ценностей для российской гражданской культуры выступает ценность «правды». Правда – это особая категория, близкая русскому менталитету, которая включает в себя как понятие «истины», так и понятие «справедливости». Эта категория позволяет дать положительный ответ на вопрос о существовании российской цивилизации и определить некоторые ее особенности, в том числе обозначить ее отличие от западной цивилизации, ключевой ценностью для которой является ценность «права».
Abstract: This article is concerned with a pressing issue of establishing civil culture. It studies the issue of civic awareness against the backdrop of human development itself and evolution of its material and spiritual nature. The process of establishing civil culture is felt to be unfinished, rather being in its first stages, than in culmination. The peculiarities of establishing civil culture in Russia are analyzed. One of the key values for the Russian civil culture appears a value of the truth. The truth is a special category related to the Russian set of mind, and it includes both the concepts of verity and justice. This category makes it possible to give a positive answer to a question about existence of the Russian civilization and define some of its peculiarities, as well as differentiate it from the Western civilization, having the value of law as its key value.
Угрин И.М. —
Категория "имперского": философский анализ
// Философия и культура. – 2014. – № 11.
– С. 1584 - 1591.
DOI: 10.7256/2454-0757.2014.11.11054
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается проблема «имперского» как категории политической философии. В первой части статьи анализируются расхожие мифы, связанные с понятием «империя», показывается их несостоятельность, их несоответствие исторической действительности. Во второй части статьи категория «имперского» представляется в отношении с идеологиями, получившими наибольшее распространение в двадцатом столетии: национализмом, социализмом и либерализмом. Выявляются взаимообуславливающие связи между имперской идеей и идеями либерального, националистического и социалистического толка. Также показывается тесное переплетение категорий «имперского» и «цивилизации». Дается определение положительной идеи империи. В качестве методов исследования используется методология сравнительной политологии, абстрагирование (которое позволяет уйти от не интересующих нас деталей), анализ и синтез (с помощью которого дается целостное представление о сущности «имперского»).
Вокруг понятия «империи» сложилось немало домыслов и предрассудков, не позволяющих увидеть то ценное, что стояло за процессом образования государств, позже получивших в исторической науке название «империй». Категория «имперского» неотделима от категории «универсального» и категории «порядка». Империя, если давать ей предельно короткое определение, - это универсальный порядок. В современном мире, захваченном волной глобализации, вопрос об универсальном порядке приобретает первостепенное значение, а значит вместе с ним такое значение приобретает и вопрос об империи.
Угрин И.М. —
Феномен Даниила Андреева
// Филология: научные исследования. – 2014. – № 2.
– С. 147 - 161.
DOI: 10.7256/2454-0749.2014.2.11681
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается феномен Даниила Андреева - гениального русского поэта, писателя и мыслителя. Творчество Андреева - значительное и в то же время уникальное явление в русской культуре. С одной стороны, он продолжает традиции Серебряного века, с другой стороны, приоткрывает пути развития философии и культуры, привнося в них новые и порой неожиданные идеи. Его творчество находится на стыке искусства, философии и религии. Есть в нем и элементы научных изысканий, Андреев выдвигает свою концепцию истории, с помощью которой анализирует исторические процессы, прежде всего, в отношение российской действительности. Понять взгляды Андреева не так просто, поскольку в своих произведениях он опирается на тот глубокий и разносторонний духовный опыт, который ему открылся. Современная наука не обладает такой методологией, которая позволила бы с точностью разъяснить природу данного опыта, но по мере личного "одухотворения" становятся ясны те мотивы, которые двигали поэтом. Многое из того, к чему прикасается Даниил Андреев в своем творчестве, еще незнакомо и неведомо большинству из людей. Что вовсе не означает, что это было придумано писателем в угоду тех или иных целей. Именно факт неизведанности вызывает неподдельный интерес и заставляет с пристальным вниманием изучать наследие этого автора. Поэта, которому удалось соединить независимость и свободу мысли с безусловную верой, подлинной, а не показной, религиозностью.