Авдеева В.В. —
Психологический подход в изучении наивного искусства: практика ар брюта
// Человек и культура. – 2021. – № 1.
– С. 16 - 25.
DOI: 10.25136/2409-8744.2021.1.34999
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_34999.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования являются особенности психологических подходов европейских специалистов конца XIX – начала ХХ века (врачей-психиатров так называемой «исторической психиатрии), затем искусствоведов и художников ХХ века, специализирующихся на коллекционировании работ душевнобольных (или ар брюта). Историко-сравнительный метод используется для определения специфики наивного искусства Западной Европы в XIX–XX вв. и сравнения его с другими направлениями непрофессионального искусства данного периода. Психологический подход необходим в изучении творчества душевнобольных (или ар брюта) и его основных особенностей. Компаративистский метод применяется для анализа современных форм ар брюта и наивного искусства. Новизной исследования становится выявление основных психологических подходов зарубежных специалистов с ар-брютом, понимание которого способствует раскодированию всего непрофессионального искусства. Эволюция взглядов начинается от выявления сходства между гениальностью и психическими отклонениями, затем обнаружением закономерностей в собственно самом творческом процессе больных, определением насколько человек с психическими отклонениями способен креативно, иначе по-новому мыслить и создавать объект искусства, до изучения художественного начала. Тем самым психологический подход выявил основные закономерности в изучении непрофессионального искусства: от позиции Марселя Режа (с его «эмбриональным» видением) до точки зрения Моргентхаллера (с его осознанием креативности пациентов) и искусствоведческим взглядов Принцхорна и Дюбюффе, которым важны художественные критерии: видение формы, цвета, композиции и других формальных признаков произведения искусства.
Таким образом, расшифровка ар-брюта становится определенным «мостиком» для понимания сферы наивного искусства.
Abstract: The subject of this research is the peculiarities of the psychological approaches of European experts of the late XIX – early XX centuries (psychiatrists of the so-called “historical psychiatry”), art historians and painters of the XX century, specializing in collection of the works of mentally ill people (or art brut). The historical-comparative method is applied for determination of the specifics of the naive art of Western Europe in the XIX – XX centuries and its comparison with other areas of amateur art of this period. The psychological approach is essential for studying the works of mentally ill people (or art brut) and its key peculiarities. The comparative method allows analyzing the modern forms of art brut and naive art. The novelty consists in outlining the principal psychological approaches of foreign experts with the art brut, the interpretation of which contributes to decoding of all amateur art. Evolution of views stems from determination of similarities between genius and mental disorders, tracing patterns in creative process of the patients, assessment of the ability of a person with mental disorder to creative thinking and invent the object of art prior to learning the artistic beginning. In this regard, the psychological approach revealed the key trends in studying amateur art: from the perspective of Marseille Rege (with his “embryonic” view) to the point of view of Morgenthaller (with his realization of creativity of the patients), and artistic views of Prinzhorn and Dubuffet, who focus on the art criteria: vision of form, color, composition and other formal attributes of an artwork. Thus, the interpretation of art brut becomes a certain “bridge” for understanding the sphere of the naive art.