Котляр Е.Р., Алексеева Е.Н. —
Культурный код «Римон» в изобразительном семиозисе иудеев Крыма
// Философия и культура. – 2023. – № 4.
– С. 131 - 154.
DOI: 10.7256/2454-0757.2023.4.40429
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_40429.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является культурный код «Римон», охватывающий фитоморфные символические изображения в иудейском изобразительном семиозисе. Объектом исследования является традиционная символика в изобразительной практике иудеев Крыма. В статье использованы методы семантического и семиотического анализа в дешифровке значений растительных символов изобразительного семиозиса иудеев Крыма, метод анализа предшествующих исследований, метод синтеза в структурировании групп знаков. В работе авторами рассмотрены следующие аспекты темы: обозначены коды изобразительного семиозиса иудеев Крыма, обоснована их морфология, семантика, ключевые смыслы и главный код. Подробно рассмотрен фитоморфный код Римон и его особенности. Основными выводами проведенного исследования являются:
1. В результате изучения традиционной культуры иудеев Крыма было выделено пять главных кодов иудейского изобразительного семиозиса, охватывающих следующие группы символов: скевоморфных (предметных), фитоморфных (растительных), зооморфных (животных), числовых. Источником всех кодов и обобщающим кодом является код Сэфер (Книга). Выявлены взаимосвязи между кодами, четыре ключевых смысла – Творение, Рай, персоны Торы и мессианские чаяния. Определен смысловой центр системы кодов – Тора и Арон Гакодеш, как хранилище Торы.
2. Рассмотренный фитоморфный код Римон представляет собой символику традиционных изображений растений, упоминание которых встречается в Торе, а также в Талмуде и мидрашах. Изображения растений в иудейском прочтении передают как смыслы человеческих добродетелей и отрицательных качеств, а также указывают на мессианские надежды, заложенные в Торе и особенно в мидрашах Талмуда.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые проведен семантико-семантический анализ и определены взаимосвязи культурных кодов в изобразительном семиозисе иудеев Крыма, с акцентом на код Римон.
Abstract: The subject of the study is the cultural code "Rimon", covering phytomorphic symbolic images in the Jewish pictorial semiosis. The object of the study is the traditional symbolism in the pictorial practice of the Jews of the Crimea. The article uses the methods of semantic and semiotic analysis in deciphering the meanings of plant symbols of the pictorial semiosis of the Jews of the Crimea, the method of analysis of previous studies, the method of synthesis in structuring groups of signs. The authors consider the following aspects of the topic: the codes of the pictorial semiosis of the Jews of the Crimea are designated, their morphology, semantics, key meanings and the main code are substantiated. The phytomorphic Rimon code and its features are considered in detail. The main conclusions of the study are:
1. As a result of studying the traditional culture of the Jews of the Crimea, five main codes of the Jewish pictorial semiosis were identified, covering the following groups of symbols: skewomorphic (subject), phytomorphic (plant), zoomorphic (animal), numeric. The source of all codes and the generalizing code is the Sefer code (Book). The interrelationships between the codes, four key meanings – Creation, Paradise, Torah persons and Messianic aspirations are revealed. The semantic center of the code system is defined – the Torah and Aron Hakodesh, as a repository of the Torah.
2. The considered phytomorphic code Rimon is a symbolism of traditional images of plants, the mention of which is found in the Torah, as well as in the Talmud and Midrash. The images of plants in the Jewish reading convey the meanings of human virtues and negative qualities, and also indicate the Messianic hopes laid down in the Torah and especially in the Midrash of the Talmud.The scientific novelty of the study consists in the fact that for the first time a semantic-semantic analysis was carried out and the interrelationships of cultural codes in the pictorial semiosis of the Jews of the Crimea were determined, with an emphasis on the Rimon code.