Секретарёв Р.В. —
Актуальные проблемы российского законодательства о свободе совести в первой четверти XXI века.
// Юридические исследования. – 2022. – № 8.
– С. 27 - 40.
DOI: 10.25136/2409-7136.2022.8.38465
URL: https://e-notabene.ru/lr/article_38465.html
Читать статью
Аннотация: Объектом настоящего научного исследования являются государственно-конфессиональные отношения на федеральном и региональном уровнях, а также взаимоотношение органов местного самоуправления и религиозных организаций и правоприменительная практика. Секты и культы можно изучать с точки зрения социологии, истории, религиоведения, психологии. Но если в общественной жизни такой феномен, как секты и культы, присутствует, он должен также быть надлежащим образом урегулирован и правовыми нормами.
Предмет исследования — нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты, регулирующие различные аспекты деятельности религиозных организаций. С 1997 года в России действует Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ). Если проанализировать законодательство, которое регулирует общественные отношения в сфере реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовой статус религиозных организаций, то, на наш взгляд, одной из проблем, которая, несмотря на свою несомненную актуальность, до настоящего времени не получила должного внимания со стороны отечественного законодателя, является проблема использования терминов «(тоталитарная) секта», «(деструктивный) культ». Наряду с формально-юридическим методом, который был использован в качестве основного, при подготовке исследования применялись такие методы научного познания, как индукция, дедукция, гипотеза, аналогия. Кроме того, в качестве вспомогательных методов применялись типология, классификация и систематизация.
Научной новизной исследования служит комплексный анализ правового регулирования деятельности «новых религиозных организаций», синонимом которых в быту, а иногда и в нормативных правовых актах, выступают понятия «(тоталитарная) секта», «(деструктивный) культ». В качестве основного результата предпринятого исследования автором предложены конкретные меры как точечного изменения действующего законодательства, так и комплексные изменения модели государственно-конфессиональных отношений в целом.
Abstract: The object of this scientific research is state-confessional relations at the federal and regional levels, as well as the relationship between local governments and religious organizations and law enforcement practice. Sects and cults can be studied from the point of view of sociology, history, religious studies, psychology. But if such a phenomenon as sects and cults is present in public life, it must also be properly regulated by legal norms.
The subject of the study is regulatory legal acts of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation, as well as municipal legal acts regulating various aspects of the activities of religious organizations. Since 1997, the Federal Law "On Freedom of Conscience and on Religious Associations" (hereinafter – Federal Law No. 125-FZ) has been in force in Russia. If we analyze the legislation that regulates public relations in the sphere of the realization of the right to freedom of conscience and freedom of religion, as well as the legal status of religious organizations, then, in our opinion, one of the problems that, despite its undoubted relevance, has not received due attention from the domestic legislator to date, is the problem of the use of terms "(totalitarian) sect", "(destructive) cult". Along with the formal legal method, such methods of scientific cognition as induction, deduction, hypothesis, analogy were used in the preparation of the study. In addition, typology, classification and systematization were used as auxiliary methods.The scientific novelty of the research is a comprehensive analysis of the legal regulation of the activities of "new religious organizations", synonymous with the concepts of "(totalitarian) sect", "(destructive) cult" in everyday life, and sometimes in normative legal acts. As the main result of the research undertaken, the author suggests specific measures for both point-by-point changes in the current legislation and complex changes in the model of state-confessional relations as a whole.