Волкова К.Б. —
Эволюция образа женщины в творчестве Вачиравуда
// Litera. – 2021. – № 9.
– С. 37 - 44.
DOI: 10.25136/2409-8698.2021.9.36391
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_36391.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования статьи стал анализ эволюции образа женщины в творчестве тайского короля Рамы VI Вачиравуда, стоявшего у истоков современной тайской литературы. Предметом оценки выступают портреты героинь в оригинальных тайскоязычных произведениях монарха-сочинителя – как драматургических, так и эпических, позволяющих проследить художественные изменения женских образов. Используемые исторический и биографический методы дают ключ к пониманию положения женщины в новом тайском обществе в начале XX в. и демонстрируют трансформацию во взглядах самого автора. Проблематика «женственного» была связана с поиском автора нравственного идеала для тайской женщины. Подобного исследования на данный момент не предпринималось ни в тайской, ни в зарубежной историографии. Женский образ является сквозным во всех произведениях Вачиравуда – в них король поднимает вопрос о роли женщины в обществе и судьбе нации. Автор порывает с установленным каноном и представляет читателю новую женщину, которая, вопреки патриархальным устоям, заявляет о своих правах на свободу выбора. В то же время вся галерея женских образов – это попытка найти компромисс между прогрессом и традиционными ценностями и создать идеал тайской женщины, который наиболее ярко мог воплотиться в реальной жизни.
Abstract: The object of this research is the evolution of female image in the works of King Vajiravudh of Siam, who is considered the father of modern Thai literature. The subject of this research is the portraits of heroines in the original Thai-language works of the monarch, both dramatic and epic, which allow us tracing the artistic transformations of female images. The historical and biographical methods reveal the status of women in the new Thai society of the early XX century and how it affect the author’s views. The problematic of the “feminine” was associated with the author’s pursuit of ideal of Thai woman from ethical perspective. This is the first research on the topic within Thai or foreign historiography. The female images, the role of women in society and fate of the nation is the pervasive theme in all works by King Vajiravudh. The author disrupts the traditional canon and depicts a new woman, who claims her rights to the freedom of choice despite the patriarchal principles. At the same time, the entire gallery of female images is an attempt to find compromise between the progress and traditional values, to create the ideal of Thai woman, which could find realization in real life.