Шуйская Ю.В., Калашникова М.В. —
«И зеленая лампа не погаснет...»: традиционные черты русской баталистики в романе М.Ю. Елизарова «Библиотекарь»
// Филология: научные исследования. – 2024. – № 11.
– С. 156 - 164.
DOI: 10.7256/2454-0749.2024.11.72122
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_72122.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является изображение батальных сцен в романе Михаила Елизарова «Библиотекарь» в контексте традиций отечественной баталистики. Объектом исследования являются ключевые мотивы описания сражений, используемые в литературе от древнерусских повестей до описаний Гражданской войны и Великой Отечественной войны, в преломлении их в художественном мире Михаила Елизарова. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как использование значимых реперных точек отечественной баталистики и своеобразную концентрацию их в текстах глав, посвященных битвам и сражениям. Особое внимание уделяется сгущению в тексте Елизарова межтекстового диалога с мотивами основных авторов классической отечественной литературы, писавших о войнах и битвах, а также имплицитные отсылки к их собственной судьбе – гибели на дуэли. В исследовании использован метод контекстуального и культурно-исторического анализа. Вычленены батальные сцены в тексте романа «Библиотекарь», описаны их значимые мотивы в связи с традициями отечественной баталистики. Основными выводами проведенного исследования являются выводы о присутствии в тексте романа Михаила Елизарова «Библиотекарь» коллажа из ключевых мотивов отечественной традиции батальных сцен, начиная с древнерусских текстов и заканчивая текстами о Гражданской и о Великой Отечественной войне. Особым вкладом авторов в исследование является прослеживание ретроспективной истории баталистики и вычленение ее ключевых мотивов. Роман Елизарова был экранизирован в 2023 году, что привело к повышению интереса к нему, а сцены битв в одноименном сериале были отображены максимально близко к тексту с использованием прямых цитат. Новизна исследования заключается в обращении к роману Елизарова именно в контексте баталистики: при значительном внимании к тексту в новейшем литературоведении указанный аспект ранее не рассматривался.
Abstract: The subject of the study is the depiction of battle scenes in Mikhail Elizarov's novel "The Librarian" in the context of the traditions of Russian battle studies. The object of the research is the key motifs of the description of battles used in literature from ancient Russian novels to descriptions of the Civil War and the Great Patriotic War, in their refraction in the artistic world of Mikhail Elizarov. The authors consider in detail such aspects of the topic as the use of significant reference points of Russian battle studies and their peculiar concentration in the texts of chapters devoted to battles. Special attention is paid to the condensation in Elizarov's text of an intertextual dialogue with the motives of the main authors of classical Russian literature who wrote about wars and battles, as well as implicit references to their own fate – death in a duel. The study uses the method of contextual and cultural-historical analysis. The battle scenes in the text of the novel "The Librarian" are isolated, their significant motives in connection with the traditions of Russian battle studies are described. The main conclusions of the study are the conclusions about the presence in the text of Mikhail Elizarov's novel "The Librarian" of a collage of key motifs of the national tradition of battle scenes, starting with ancient Russian texts and ending with texts about the Civil and Great Patriotic War. A special contribution of the authors to the study is the tracing of the retrospective history of battle studies and the identification of its key motives. Yelizarov's novel was filmed in 2023, which led to increased interest in it, and the battle scenes in the series of the same name were displayed as close to the text as possible using direct quotes. The novelty of the research lies in referring to Yelizarov's novel precisely in the context of battle studies: with considerable attention to the text, this aspect has not been previously considered in modern literary studies.
Шуйская Ю.В., Арефьев Н.А., Власова М.В., Шестов Н.А. —
Медиаменеджмент корпоративных университетских СМИ США как инструмент public relations вуза (на примере СМИ университетов Лиги Плюща)
// Litera. – 2023. – № 6.
– С. 13 - 25.
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.6.40722
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_40722.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является университетская пресса вузов США, входящих в так называемую «Лигу Плюща» - неформальное объединение старейших высших учебных заведений страны. Объектом исследования является медиаменеджмент корпоративных СМИ университетов как инструмент public relations в среде студентов, выпускников и потенциальных абитуриентов. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как способы формирования индивидуального профиля конкретного средства массовой информации, а также его вклад в имидж конкретного университета. Особое внимание уделяется вопросам формирования контента университетских СМИ и их взаимодействия с традиционной медиасистемой, а также вариантам их развития в СМИ более широкого профиля. Основными выводами проведенного исследования являются полученные в ходе сопоставления образцов университетской прессы Лиги Плюща данные о закономерностях формирования имиджа типового студента и выпускника вуза. Особым вкладом авторов в исследование темы является выработка конкретных рекомендаций по медиаменеджменту корпоративных изданий на примере университетской прессы, которые могут быть применены и в отечественной практике. Новизна исследования заключается в обобщении медиапрактик университетской прессы США и формулировании рекомендаций по созданию имиджа студента, выпускника и преподавателя на страницах университетской прессы. Также особый интерес представляет практика создания современного конвергентного СМИ на базе традиционного формата прессы, существовавшего с XIX столетия.
Abstract: The subject of the study is the university press of US universities that are part of the so-called "Ivy League" - an informal association of the oldest higher education institutions in the country. The object of the research is the media management of corporate media of universities as a tool of public relations among students, graduates and potential applicants. The authors consider in detail such aspects of the topic as ways of forming an individual profile of a particular media outlet, as well as its contribution to the image of a particular university. Particular attention is paid to the formation of the content of university media and their interaction with the traditional media system, as well as options for their development in a broader media profile. The main conclusions of the study are the data obtained during the comparison of Ivy League university press samples on the patterns of formation of the image of a typical student and a graduate of a university. A special contribution of the authors to the research of the topic is the development of specific recommendations on the media management of corporate publications on the example of the university press, which can be applied in domestic practice. The novelty of the research lies in the generalization of the media practices of the university press of the USA and the formulation of recommendations for creating the image of a student, graduate and teacher on the pages of the university press. Also of particular interest is the practice of creating a modern convergent media based on the traditional format of the press that has existed since the XIX century.
Шуйская Ю.В., Борунов А.Б., Герейханова К.Ф., Погодина Ю.Ю. —
Ономастические скрепы прозаических сверхциклов Бориса Акунина
// Филология: научные исследования. – 2022. – № 10.
– С. 1 - 7.
DOI: 10.7256/2454-0749.2022.10.38949
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_38949.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является ономастический код как инструмент игры с читателем на материале корпуса произведений современного российского писателя Б. Акунина и его "авторских масок" (Анатолий Брусникин и Анна Борисова). Объектом исследования является использование искажения и смены имен собственных как принципа организации циклов и сверхциклов, а также вектора образования литературной репутации автора. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как деформация и добровольная смена имени / фамилии, характерные для центральных и второстепенных персонажей исследуемого корпуса текстов. Особое внимание уделяется мотиву игры с читателем с применением ономастики как инструменту создания литературной репутации автора. Основными выводами проведенного исследования являются: выделение принципа ономастической игры как сквозного для всего творчества современного писателя Б. Акунина, а также обоснование имплицитных смыслов использования этого принципа в рамочном тексте произведений. Особым вкладом авторов в исследование темы является формулирование направлений диверсификации мотива ономастической игры и описание "размыкания текста" и выхода на другой уровень игры с читателем. Новизна исследования заключается в сопоставлении через призму циклообразующих скреп нескольких литературных вселенных одного и того же автора, которые ранее рассматривались как независимые проекты и не рассматривались в единой системе координат.
Abstract: The subject of the study is the onomastic code as a tool for playing with the reader based on the corpus of works by the modern Russian writer B. Akunin and his "author's masks" (Anatoly Brusnikin and Anna Borisova). The object of the research is the use of distortion and change of proper names as a principle of the organization of cycles and supercycles, as well as the vector of the formation of the literary reputation of the author. The authors consider in detail such aspects of the topic as deformation and voluntary change of name / surname, characteristic of the central and secondary characters of the studied corpus of texts. Special attention is paid to the motive of playing with the reader using onomastics as a tool for creating the literary reputation of the author. The main conclusions of the study are: highlighting the principle of onomastic play as end-to-end for the entire work of the modern writer B. Akunin, as well as substantiating the implicit meanings of using this principle in the framework text of works. A special contribution of the authors to the study of the topic is the formulation of the directions of diversification of the motif of the onomastic game and the description of the "opening of the text" and reaching another level of the game with the reader. The novelty of the research lies in the comparison through the prism of cyclical bonds of several literary universes of the same author, which were previously considered as independent projects and were not considered in a single coordinate system.
Шуйская Ю.В., Цицинов А.Ю. —
Лингвистические средства введения объекта в информационное поле на материале дискурса военных медиа
// Филология: научные исследования. – 2022. – № 4.
– С. 16 - 22.
DOI: 10.7256/2454-0749.2022.4.37905
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_37905.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования являются лингвистические средства введения нового объекта в информационное поле. Объектом исследования является процесс взаимодействия с общей апперцепционной базой автора и читателя текста и специфика использования прецедентных феноменов. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как взаимодействие импликатуры и пресуппозитивной информации текста с политической и исторической ситуацией. Материалом исследования послужил дискурс военных масс-медиа, что обусловливает особый интерес к использованию лингвистических средств: освещая новые инициативы, беспрецедентные явления и вновь появившиеся объекты, военный журналист, как правило, проводит четкую оценку, коррелирующую с официальной позицией государства. Основными выводами проведенного исследования является формулирование способов и форм введения нового через известное в дискурсе военной журналистики. Особым вкладом авторов в исследование темы является рассмотрение введения объекта в информационное поле на примере двух разноплановых объектов, семиотизация которых в обоих случаях задействует обращение к общей апперцепционной базе, но с помощью различных векторов. Новизна исследования заключается в лингвистическом анализе средств, используемых в военных масс-медиа, целевой аудиторией которых являются, в первую очередь, военнослужащие, что влияет на композиционную и аргументативную структуру текста, освещающего принципиально новый объект или явление.
Abstract: The subject of the study is the linguistic resources of introducing a new object into the information (mass media) field. The object of the research is the process of interaction of the (mass media) author and the reader of the text and the linguistic specifics of this process. The author consider in detail such aspects of the topic as the interaction of the implicature and presuppositive information of the text with the political and historical situation. The research material was the discourse of military mass media, especially the use by these mass media of special linguistic means when introducing unprecedented phenomena and newly appeared objects. The main conclusions of the study are the formulation of ways and forms of introducing the new objects through the well-known in the discourse of military journalism. A special contribution of the authors to the study of the topic is the consideration of an object into the information field on the example of two diverse objects, the semiotization of which in both cases involves an appeal to a common apperceptive base, but using different vectors. The novelty of the research lies in the linguistic analysis of the means used in military mass media, the target audience of which are, first of all, military personnel, which affects the compositional and argumentative structure of the text covering a fundamentally new object or phenomenon.
Шуйская Ю.В., Мурзина О.В., Карпов Э.С. —
Лингвистические особенности текстовой составляющей креолизованных интернет-мемов
// Филология: научные исследования. – 2021. – № 12.
– С. 30 - 36.
DOI: 10.7256/2454-0749.2021.12.37123
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_37123.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования является текстовая составляющая интернет-мема как знака особого типа. Предметом исследования являются особенности текстовых подписей к распространяемым изображениям в русскоязычном и в англоязычном сегменте сети Интернет. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как синтаксические, тема-рематические и орфографические особенности текстовой составляющей интернет-мемов. Особое внимание уделяется вопросам намеренных ошибок пользователей в составлении подписей. В большинстве случаев именно текст актуализирует изображение - как правило, в мемах используются кадры из фильмов, рисунки и фотографии, а текстовые подписи превращают эти изображения в актуальный интернет-мем. Основными выводами исследования является выделение особенностей текстовой части креолизованных интернет-мемов на всех уровнях языка. В силу особенностей интернет-мемов тексты, как правило, представляют собой краткие предложения с небольшим количеством слов. Синтаксическая структура используемых фраз часто представляет собой маркированную конструкцию, в ряде слуаев - намеренно сформулированную с ошибками. Новизна исследования заключается в анализе интернет-мемов именно с лингвистической точки зрения: ранее в отечественных и зарубежных исследованиях рассматривалась их семиотическая, коммуникативная составляющая, а также прослеживалась их эволюция и изменения. Лингвистическая составляющая текстов интернет-мемов ранее анализу не подвергалась.
Abstract: The object of this research is the text component of Internet meme as a signifier of special type. The subject of this research is the peculiarities of text captions to the images posted in the Russian-speaking and English-speaking segments of the Internet. The authors dwell on such aspects as the syntactic, theme-rhematic, and orthographic peculiarities of the text component of Internet memes. Special attention is given to the problem of intentional misspellings in text captions. In most cases, namely the text actualizes the image; the memes usually involve film stills, drawings, and photo images, and text captions turn these images into the relevant Internet memes. The main conclusions lies in determination of the peculiarities of the text part of creolized Internet memes on all linguistic levels. Due to the specificities of Internet memes, the texts usually represent short sentences. The syntactic structure of used phrases often resembles a marked construction, and in a number of instances with intentional misspellings. The novelty of this research lies in the analysis of Internet memes from the perspective of linguistics. Although there are Russian and foreign research dedicated to semiotic and communicative components of the Internet memes, as well as their evolution and transformations, the analysis of linguistic component is carried out for the first time.