Ван Ц., Люй Ц. —
Народное искусство Китая: художественные характеристики новогодних картин «пухуэй няньхуа» города Гаоми провинции Шаньдун
// Философия и культура. – 2023. – № 6.
– С. 39 - 48.
DOI: 10.7256/2454-0757.2023.6.40885
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_40885.html
Читать статью
Аннотация: Данное исследование посвящено художественно-стилистическому анализу традиционных китайских новогодних картинок под названием «пухуэй няньхуа» на примере исторического и документального материала, собранного в городе Гаоми в провинции Шаньдун. Здесь прослеживаются изменения в его форме и содержании, используемых выразительных средствах в течение пятисотлетней истории его распространения в Китае. Предметом внимания является развитие китайских лубочных картинок от династии Мин до настоящего времени. В качестве объекта видится трансформации технологических и изобразительных особенностей исполнения такого рода произведений в рамках отдельных их разновидностей, которые были популярны в творческой деятельности нескольких поколений мастеров города Гаоми. Цель исследования заключается в том, чтобы составить общее представление о том, как зарождались и формировались основные разновидности «пухуэй няньхуа» в творческой деятельности гаоминских художников-ремесленников. Путем художественно-стилистического, иконографического и сравнительно-исторического анализа автор выделяет несколько этапов в процессе становления традиции изготовления таких картинок. Более того, предлагается типологический ряд китайского новогоднего лубка, состоящий из изображений лаосских и буддийских святых, визуализаций омофонических метафор, бытописанием жизни китайцев. Каждый из представленных типов отличается не только своеобразием содержания, но и набором композиционных и изобразительных средств, которыми пользовались авторы.
Abstract: This study is devoted to the artistic and stylistic analysis of traditional Chinese New Year's pictures called "puhui nianhua" on the example of historical and documentary material collected in the city of Gaomi in Shandong province. It traces the changes in its form and content, the means of expression used during the five-hundred-year history of its distribution in China. The subject of attention is the development of Chinese splint pictures from the Ming Dynasty to the present. As an object, we see the transformation of technological and visual features of the performance of such works within their individual varieties, which were popular in the creative activities of several generations of masters of the city of Gaomi. The purpose of the study is to get a general idea of how the main varieties of "puhui nianhua" were born and formed in the creative activity of Gaoming artisan artists. By means of artistic-stylistic, iconographic and comparative-historical analysis, the author identifies several stages in the process of formation of the tradition of making such pictures. Moreover, a typological series of Chinese New Year's splints is proposed, consisting of images of Lao and Buddhist saints, visualizations of homophonic metaphors, and a description of Chinese life. Each of the presented types differs not only in the originality of the content, but also in the set of compositional and visual means used by the authors.