Тришин И.Г. —
База данных в исследовании истории усадеб Подмосковья: наполнение, обогащение и аналитика
// Исторический журнал: научные исследования. – 2023. – № 3.
– С. 29 - 39.
DOI: 10.7256/2454-0609.2023.3.39859
URL: https://e-notabene.ru/hsmag/article_39859.html
Читать статью
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема накопления и систематизации информации в исследованиях, посвященных 3D-реконструкциям объектов историко-культурного наследия. При наличии большого количества разнородных источников исследователь может путаться в накопленных данных, что значительно осложняет его работу. Поскольку в исследованиях, результатами которых становятся виртуальные реконструкции, текстовые источники используются совместно с графическими, научно-технической документацией, а также физическими объектами, проходящими предварительную оцифровку, учетом и каталогизацией источников нельзя пренебрегать. Решение этой проблемы позволяет наиболее полно и оперативно использовать все имеющиеся в исследовании материалы, что, в конечном итоге, влияет на качество получаемого результата реконструкции. В данной статье на примере проекта реконструкции усадебных комплексов Подмосковья автор демонстрирует разработанную систему накопления и обогащения источниковой информации с помощью современных систем управления базами данных и инструментов программной работы с данными. Агрегированная и описанная в базе данных MySQL информация дополняется сведениями из открытых источников с помощью технологии веб-скрапинга в языке программирования Python, приобретает сквозную идентификацию и приобретает удобство использования в различных исследованиях. Стандартизованная информация позволяет быстро находить нужный источник с самого верхнего уровня, а ее обогащение дает дополнительные возможности анализа и синтеза всего агрегированного материала.
Abstract: This article deals with the problem of accumulation and systematization of information in studies devoted to 3D reconstructions of objects of historical and cultural heritage. In the presence of a large number of heterogeneous sources, the researcher may get confused in the accumulated data, which significantly complicates his work. Since in research, the results of which are virtual reconstructions, text sources are used together with graphic, scientific and technical documentation, as well as physical objects undergoing preliminary digitization, the accounting and cataloging of sources cannot be neglected. The solution to this problem allows the most complete and efficient use of all the materials available in the study, which ultimately affects the quality of the reconstruction result obtained. In this article, using the example of a project for the reconstruction of estate complexes in the Moscow region, the author demonstrates the developed system of accumulation and enrichment of source information using modern database management systems and software tools for working with data. The information aggregated and described in the MySQL database is supplemented with information from open sources using web scraping technology in the Python programming language, acquires end-to-end identification and acquires usability in various studies. Standardized information allows you to quickly find the right source from the very top level, and its enrichment provides additional opportunities for analysis and synthesis of all aggregated material.
Тришин И.Г. —
Специфика работы с историческими источниками в виртуальных реконструкциях объектов культурного наследия (на примере изучения подмосковных усадеб)
// Исторический журнал: научные исследования. – 2022. – № 2.
– С. 53 - 60.
DOI: 10.7256/2454-0609.2022.2.38071
URL: https://e-notabene.ru/hsmag/article_38071.html
Читать статью
Аннотация: В статье подробно рассматривается специфика работы историка с историческими источниками в рамках проектов виртуальных реконструкций объектов историко-культурного наследия. Автором работы отражена базовая классификация проектов 3D-реконструкций, выполняемых сотрудниками и студентами кафедры исторической информатики Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В работе выделены основные проблемы использования научно-технической документации и графических источников, а также способы решения этих проблем. Основным примером подобных проектов стали виртуальные реконструкции подмосковных усадебных комплексов, выполненные студентами кафедры в сотрудничестве с Центральным государственным архивом Московской области (ЦГАМО). Автор данной работы, как участник одного из "усадебных" проектов виртуальных реконструкций, принимал участие в обсуждении и решении проблем работы с отобранными для исследований историческими источниками. В 2020 году участники проекта создали пять виртуальных реконструкций подмосковных усадебных комплексов, продолжается работа над другими объектами. Разнородная информация, полученная исследователями из источников, была дополнена фотоматериалами, отснятыми во время выездов на объекты. В статье отмечена верифицируемость этих проектов за счет синтеза исторических источников разной таксономии. В заключении автором сделаны выводы о перспективах проекта виртуальных реконструкций и его роли в изучении феномена дворянской усадьбы Подмосковья.
Abstract: The article examines in detail the specifics of the historian's work with historical sources within the framework of virtual reconstruction projects of historical and cultural heritage objects. The author of the research reflects the basic classification of 3D reconstruction projects carried out by employees and students of the Department of Historical Informatics of the Faculty of History of Lomonosov Moscow State University. The paper highlights the main problems of using scientific and technical documentation and graphic sources, as well as ways to solve these problems. The main example of such projects were virtual reconstructions of estate complexes near Moscow, carried out by students of the department in cooperation with the Central State Archive of the Moscow Region (TSAMO). The author of this work, as a participant in one of the "manor" projects of virtual reconstructions, took part in the discussion and solving problems of working with historical sources selected for research. In 2020, the project participants created five virtual reconstructions of suburban estate complexes, work continues on other objects. The heterogeneous information obtained by researchers from sources was supplemented with photographic materials taken during visits to the facilities. The article notes the verifiability of these projects due to the synthesis of historical sources of different taxonomies. In the end of the research, the author draws conclusions about the prospects of virtual reconstruction project and its role in the study of the phenomenon of the noble estate of the Moscow region.
Тришин И.Г. —
Трехмерная реконструкция усадебного комплекса Никольское-Урюпино (Красногорский городской округ, Московская область): методы и технологии исследования
// Историческая информатика. – 2020. – № 3.
– С. 211 - 234.
DOI: 10.7256/2585-7797.2020.3.33955
URL: https://e-notabene.ru/istinf/article_33955.html
Читать статью
Аннотация: В данной статье предметом исследования является пространственная реконструкция усадебного комплекса с использованием технологий 3D-моделирования и 3D-визуализации. Актуальность проблемы обусловлена большим количеством памятников дворянской архитектуры Московской области, частично или полностью утраченных, но имеющих культурно-историческую ценность местного или регионального значения. Немногие из этих памятников будут реставрированы, но большинство из них связаны с известными и влиятельными дворянскими родами, игравшими свою роль в истории Российского государства. Компьютерная реконструкция этих комплексов – один из вариантов «оживления» этой истории и поиска новых аспектов в жизни подмосковного дворянства XVII – н. XX вв. В статье отражены основные методы и технологические решения пространственной реконструкции усадебного комплекса на примере Усадьбы Никольское-Урюпино (Красногорский городской округ, Московская область). Усадьба приобрела известность благодаря роду Голицыных, устроивших в своем имении изысканный архитектурно-парковый ансамбль. Текущее состояние комплекса и наличие большого количества разнородных источников информации позволяет провести подробную реконструкцию основных зданий, а также создать близкое к оригинальному пространство, окружавшее эти здания. Процесс реконструкции описан поэтапно, начиная с источниковедческого анализа и методических изысканий, и заканчивая описанием визуализации разработанного в виртуальной среде проекта.
Abstract: This article addresses spatial reconstruction of the manor complex with the help of 3D modeling and 3D visualization. The topicality of the issue is determined by a big number of dvoryane architectural monuments in Moscow Oblast which have been partially or totally lost, but bear historical and cultural importance at the local or the regional level. Not many of them will be restored but most of them are related to famous or influential noble dynasties that had played an important role in Russian history. Virtual reconstruction of these complexes is a way to “revive” this history and search for new aspects of dvoryanstvo’s life in the 17th – early 20th centuries. The article describes the main methods and technological solutions of spatial reconstruction of a manor complex by the example of Nikolskoe-Uryupino Manor (Krasnogorskiy Urban Okrug, Moscow Oblast). The manor has become known due to Golitsyny dynasty that created a picturesque architectural and park ensemble. The current state of the complex and many different sources at hand provide for detailed reconstruction of the main buildings as well as create the surrounding space similar to the original one. The reconstruction is described in details starting with the source analysis and methodical studies to the description of the virtual projects visualization.
Тришин И.Г. —
Визуальное цифровое наследие сегодня: обзор конференции “CHNT Congress Visual Heritage” (12-15 ноября 2018 г., Вена, Австрия)
// Историческая информатика. – 2018. – № 4.
– С. 152 - 157.
DOI: 10.7256/2585-7797.2018.4.28529
URL: https://e-notabene.ru/istinf/article_28529.html
Читать статью
Аннотация: С 12 по 15 ноября в г. Вена (Австрия) проводилась 23-я ежегодная конференция “CHNT Congress Visual Heritage”. Конференция была посвящена использованию цифровых технологий при работе с объектами культурного наследия и музеями. Более 400 участников, представляющих 41 страну (29 европейских, 6 ближневосточных и азиатских, 5 стран американских континентов, одно африканское государство). 17 секций, 4 мастер-класса, 2 тренинга, 5 круглых столов, 9 секций общей тематики вобрали в себя 239 различных докладов. На конференции обсуждались такие методы исследования, сохранения и визуализации объектов культурного наследия, как фотограмметрия, лазерное сканирование, информационное 3D-моделирование (BIM), разработка программного обеспечения для музеев, а также многое другое. Данная статья представляет обзор этой конференции, составленный посетившим ее делегатом от МГУ им. М. В. Ломоносова. В статье указаны основные аспекты пребывания на конференции, ключевые доклады, описаны работавшие на мероприятии секции, затронуты некоторые методологические проблемы работы исследователя с цифровым культурным наследием.
Abstract: 23rd annual conference “CHNT Congress Visual Heritage” was held in Vienna from 12th to 15th November 2018. The conference focused on application of digital technologies to study cultural heritage and work with museums. Over 400 participants from 41 countries (29 from Europe, 6 from the Middle East and Asia, 5 from North and South America, 1 from Africa) visited this meeting. 239 reports were presented at 17 sections, 4 workshops, 2 training courses, 5 round table discussions and 9 general sections. Participants addressed such research methods as preservation and visualization of cultural heritage objects, photogrammetry, laser scanning, 3D-modelling, museum software development and many others. The article gives a review of the conference by a delegate from Lomonosov Moscow State University. The article describes the main aspects of the conference, key reports, the main sections and methodological problems of digital cultural heritage discussed.
Тришин И.Г. —
Опыт создания программного обеспечения на базе игрового движка Unity 3D для решения задач реконструкции фасадов Георгиевского собора г. Юрьев-Польский (Владимирская область)
// Историческая информатика. – 2018. – № 2.
– С. 68 - 74.
DOI: 10.7256/2585-7797.2018.2.26602
URL: https://e-notabene.ru/istinf/article_26602.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является создание трехмерной реконструкции фасадов Георгиевского собора (г. Юрьев-Польский) на основе анализа белокаменного декора путем создания собственного программного обеспечения. Данная статья посвящена проблемам разработки такой концепции программы, которая при минимальных затратах ресурсов позволяет решить задачи реконструкции мелких объектов путем совмещения их моделей, выполненных в натуральную величину. Данная программа будет интересна как исследователям, работающим над проектами реконструкций памятников культурного наследия, так и читателям, интересующимся новыми разработками в данной области исторического знания. Основные методы, применявшиеся в данной работе - фотограмметрия (оцифровка каменных рельефов) и программирование рабочей среды Unity 3D на языке C# (си-шарп). Особым вкладом автора в данное исследование является создание собственного программного обеспечения, ориентированного на исследователя с минимальными навыками владения персональным компьютером. Пока не существует специализированных программ для реконструкции объектов, а потому предложением своих решений автор надеется оказать помощь текущим исследованиям Георгиевского собора, а также дать простор для новых идей разработки компьютерных программ в историко-архитектурных исследованиях. Результатом работы является разработанная программа, которая на данный момент модифицируется и проходит тестирования.
Abstract: The study aims at 3D reconstruction of the Saint George Cathedral facades (Yuriev-Polskiy) on the basis of white-stone décor by means of special software creation. The article discusses the creation of such a program which provides for reconstructing minute objects when merging their full-size models. The program is sure to be of interest both to scholars reconstructing cultural heritage monuments and readers who are interested in innovations in this field of history. The main methods are photogrammetry (digitization of stone reliefs) and programming of Unity 3D work C# environment. The author’s main contribution to this study is the creation of his own software designed for a user with minimum PC skills. As far as there are no specialized programs to reconstruct objects, the author hopes to help those who study the Saint George Cathedral and stimulate further ideas of software development in the sphere of historical and architectural studies. The result of this study is the program that is now being modified and tested.