Юхнова И.С. —
Музыка в лирике А.Н. Апухтина
// Litera. – 2023. – № 2.
– С. 170 - 178.
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.2.39810
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_39810.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является тема музыки и особенности использования музыкальной образности в лирике А.Н. Апухтина. Объектом исследования стали «стихи на случай», дружеские послания и посвящения друзьям-музыкантам, а также стихотворения «Шарманка», «Жизнь», «Судьба. К 5-й симфонии Бетховена». Автор дает историко-культурный комментарий к произведениям Апухтина, анализирует их идейно-художественный смысл, форму. Особое внимание уделено рассмотрению биографических контекстов, обобщению сведений о дружеских контактах поэта с композиторами и музыкантами, о восприятии Апухтиным музыки, осмыслению его эстетической позиции. Другое направление исследования – анализ произведений, в которых музыка становится основой для аллегорического изображения жизненного пути. Новизна исследования заключается в системном рассмотрении темы музыки в творчестве Апухтина. В статье подробно проанализированы произведения, адресованные П.И. Чайковскому, другу Апухтина, показано, как меняется их интонация, настроение от иронии к грусти. Эти стихотворения не только отражают этапы дружеских отношений поэта и композитора – в них дается оценка собственной творческой судьбы. Выявлен полемический план стихотворения «Певец во стане русских композиторов», показано, какие новации в современной опере отвергает Апухтин. Особое внимание уделено стихотворениям, сюжетом которых поэт делает сам процесс восприятия музыки, когда пытается найти словесный эквивалент музыкальному тексту.
Abstract: The article examines the theme of music and features of the use of musical imagery in Alexei Apukhtin’s poetry. The object of the research are “poems for occasion”, friendly messages and dedications for musicians-friends as well as poems “Barrel organ”, “Life”, “Fate”. To Beethoven’s Symphony No.5 author gives historical-cultural comments on Apukhtin’s works, analyses their ideological and artistic meaning and form. The author pays special attention to analysing the biographical context, summarising the information on the poet’s friendly contacts with composers and musicians, on Apukhtin's perception of music, understanding of his aesthetic position. The other direction of the research is the analysis of the works, in which music is used as a basis for an allegorical depiction of the life path. The novelty of the research lies in the systematic consideration of the theme of music in Apukhtin's works. The article analyses in detail the works addressed to Petr Tchaikovsky, a friend of Apukhtin, demonstrates how their intonation and mood change from irony to sadness. These poems not only reflect the stages of the friendly relations between the poet and the composer, but give an assessment of their own creative destiny. The article reveals the polemical plan of the poem "A Singer in the Camp of Russian Composers" shows what innovations in contemporary opera Apukhtin rejects. The study pays particular attention to poems, the plot of which the poet bases on the very process of perceiving music when trying to find a verbal equivalent to a musical text.
Юхнова И.С. —
Европейский музыкальный контекст в произведениях Сухбата Афлатуни
// Филология: научные исследования. – 2020. – № 10.
– С. 32 - 40.
DOI: 10.7256/2454-0749.2020.10.33050
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_33050.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования являются два произведения Сухтаба Афлатуни: первый роман писателя - «Ташкентский роман» и «Балтасар», последняя часть трилогии «Поклонение волхвов». Предметом исследования стала авторская интерпретация темы музыки, также раскрывается своеобразие музыкальных образов в указанных произведениях. Особое внимание уделено европейскому музыкальному контексту: выделены наиболее значимые музыкальные произведения, которые не только создают звуковой фон в романах, но и влияют на их структуру. Автор подробно рассматривает такие вопросы, как функции музыкальных отсылок в анализируемых произведениях, и доказывает, что упоминание имен композиторов и их творений в произведениях писателя выполняет функцию «чужого сюжета». В ходе исследования автором сделан вывод о том, что музыкальный контекст в произведениях писателя многообразен и полифункционален. Структура «Ташкентского романа напрямую соотносится с оперой «Волшебная флейта» Моцарта. Другой значимый музыкальный текст в романе – «К Элизе» Бетховена. В трилогии «Поклонение волхвов» особый интерес в музыкальном отношении имеет последний роман «Балтасар». Главный герой романа – композитор-авангардист – ищет новые формы, позволяющие представить всю историю музыки, музыка же для него является высшим проявлением духа. Этим самым Сухбат Афлатуни воплощает мысль Платона о космическом значении музыкальной гармонии.
Abstract: The object of this research is two works of Sukhbat Aflatuni: “Tashkent Novel” and “Balthazar”, as well as the last part of the trilogy “Adoration of the Magi”. The subject of the research is the authorial interpretation of music theme, revealing the uniqueness of musical images in the indicated novels. Special attention is given to the European musical context with emphasis on most significant musical pieces that not just create a background sound in the novels, but also affect their structure. The author examines the functions of musical references, and proves that mentioning of the composers’ names and composition in works of the writer fulfills the function of “other storyline”. The conclusion is made that musical context in works of the writer is diverse and multifunctional. The structure of “Tashkent Novel” directly correlates with the Opera “The Magic Flute” by Mozart. Another significant musical text in the novel is “For Elise” by Beethoven. In the trilogy “Adoration of the Magi”, of special interests from musical perspective is the last novel of the writer “Balthazar”. The protagonist is the avant-garde composer, who seeks for the new forms that allow presenting the entire history of music; from his perspective, music is the highest manifestation of spirit. By this, Sukhbat Aflatuni brings to life Plato's idea of the celestial meaning of musical harmony.