Подоксенов А.М., Телкова В.А. —
Пришвин и Калинин: образ «всесоюзного старосты» в Дневнике писателя
// Философия и культура. – 2021. – № 1.
– С. 42 - 53.
DOI: 10.7256/2454-0757.2021.1.35161
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_35161.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является история отношений Пришвина с Калининым – видным революционным и партийным деятелем советской эпохи, который после Октябрьской революции многие годы занимал должность главы государства. Показано, что если биографический материал общения Пришвина с Калининым, содержащийся в воспоминаниях современников и творчестве самого писателя, изучены достаточно обстоятельно, то его дневниковые записи, в значительной мере меняющие представление о подлинном характере их отношений, пока находятся вне исследовательского поля. В статье используется метод исторической реконструкции идейно-политического контекста жизни советского общества, что позволяет лучше понять особенности отношения писателя к государственной деятельности Калинина. Новизна данного исследования заключается во введении в научный оборот новых фактов из изданного лишь в постсоветское время потаенного на многие годы 18-томного пришвинского Дневника (1991–2017), позволяющих открыть дополнительные грани творчества художника и новые аспекты его отношений с высшей государственной властью в коммунистическую эпоху. На конкретных примерах общения Пришвина с Калининым показано: роль последнего в решении важных государственных проблем была весьма ограничена, что предопределялось принципами управления страной, где монополия на принятие всех решений принадлежала высшему политическому руководству правящей партии в лице Сталина
Abstract: The subject of this research is the history of relations between Prishvin and Kalinin – a prominent revolutionary and party leader of the Soviet era, who was the head of the state for many years after the October Revolution. The author observes that the biographical material about communication of Prishvin and Kalinin contained in the works of the writer and the memoirs of their contemporaries is sufficiently studied, while his diary notes that significantly change the representations on the true nature of their relationship are yet to be researched. The article employs the method of historical reconstruction of the ideological-political context of the Soviet society, which gives a better outlook on the peculiarities of the writer’s attitude towards the political activity of Kalinin. The novelty of this research consists in introduction into the scientific discourse of the new facts from the 18-volume Prishvin’s Diary (1991-2017), which was published only in the post-Soviet period. This revealed new facts and aspects of his relations with the state leaders during the Communist Era. Using the specific examples of communication of Prishvin and Kalinin, the author demonstrates that the role of the latter in addressing the important state problems was quite limited, which was predetermined by the country’s governing principles , i.e. the decision-making monopoly belonged to the highest political leadership of the ruling party represented by Stalin.
Подоксенов А.М., Телкова В.А. —
М. М. Пришвин и Н. А. Семашко: художественный образ «гимназического друга» в творчестве писателя
// Философия и культура. – 2020. – № 12.
– С. 40 - 55.
DOI: 10.7256/2454-0757.2020.12.34532
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_34532.html
Читать статью
Аннотация: Предметом статьи является анализ истории взаимоотношений Пришвина и Семашко с гимназического детства до последних дней жизни. Показано, что если биографический материал многолетней дружбы Пришвина с Семашко, содержащийся в воспоминаниях современников и творчестве самого писателя, изучены достаточно обстоятельно, то его дневниковые записи, в значительной мере меняющие представление о подлинном характере их отношений, пока находятся вне исследовательского поля. В статье используется метод исторической реконструкции идейно-политического контекста жизни советского общества, что позволяет лучше понять особенности художественной интерпретации Пришвиным партийной и государственной деятельности Семашко. Новизна исследования заключается во введении в научный оборот новых фактов из изданного лишь в постсоветское время 18-томного пришвинского Дневника (1991–2017), свидетельствующих, что его отношения с народным комиссаром советского здравоохранения Семашко зачастую омрачались непримиримыми идейными и мировоззренческими разногласиями. Не случайно в своем автобиографическом романе «Кащеева цепь» писатель вывел его не только в образе убежденного сторонника идеологии партии Ленина, но и нигилиста-ницшеанца Ефима Несговорова. Кроме того, история отношений с Семашко проливает дополнительный свет на причины разочарования Пришвина в революционной идеологии большевизма.
Abstract: The subject of this article is the analysis of the history of relations between M. M. Prishvin and N. A. Semashko since gymnasium childhood until the last days of life. It is demonstrated that if the biographical material on enduring friendship between Prishvin and Semashko, contained in reminiscences of their contemporaries and works of the writer himself, is given considerable attention, then his diary notes, which significantly transform the representations on true nature of their relations, have not yet become the subject of research. The article employs the method of historical reconstruction of ideological-political context of life of the Soviet society, which gives a better perspective on the peculiarities of artistic interpretation by M. M. Prishvin of the party and state activity of N. A. Semashko. The novelty of this article consists in introduction into the scientific discourse of the new facts from Prishvin’s Diary that consisted of 18 volumes and was published only in post-Soviet time (1991-2017), which is a testimony that his relations with the People's Commissar of Public Health N, A, Semashko were often tainted with irreconcilable ideological and worldview discrepancies. It is no coincidence that in his autobiographical novel “The Chain of Kashchei”, Prishvin portrayed Semashko not only as an ideological supporter of Leninism, but also a nihilist-Nietzschean Yefim Nesgovorov. Morveover, the history of relations with Semashko sheds light on the reasons of Prishvin's disappointment with the revolutionary ideology of Bolshevism.
Подоксенов А.М. —
Идеи Ф.М. Достоевского в произведении Михаила Пришвина «Повесть нашего времени»
// Философия и культура. – 2020. – № 2.
– С. 34 - 49.
DOI: 10.7256/2454-0757.2020.2.31939
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_31939.html
Читать статью
Аннотация: Предметом статьи является анализ влияния религиозно-нравственных идей Достоевского на мировоззрение и творчество Пришвина, исследование исторического и культурного контекста его взглядов на возможность осуществления в советском обществе идеалов христианской любви даже в условиях воинствующего атеизма и жестокостей идущей Великой Отечественной войны. Показано, что для раскрытия сущностных смыслов реальности Пришвин использует разные концепты, о чем свидетельствует целый ряд актуальных мировоззренческих идей, присутствующих в семантическое поле его текстов. В статье используется метод историко-философской реконструкции. Сопоставляя оценки Достоевским и Пришвиным революционного движения, устанавливается метатекст, позволяющий лучше понять, как Пришвин постигал основные тенденции развития общественного бытия и сознания своего времени. Новизна исследования заключается в анализе контекста размышлений Пришвина о путях преодоления духовного разлада русского общества, где православное мировоззрение значительной части населения вступает в конфликт с идеологией большевизма. Через художественное бытие своих героев писатель показывает, как в годину фашистского нашествия сама жизнь демонстрирует торжество православной веры, которой русский народ остается верен вопреки давлению грозного атеистического государства.
Abstract: The subject of this article consists in analysis of the influence of Dostoevsky’s religious-ethical ideas upon the works of Prishvin; as well as in studying the historical and cultural context of his views on possibility on realization of the ideals of Christian love in Soviet society, even in the conditions of militant atheism and violence of the ongoing Great Patriotic War. It is demonstrated that for revealing that substantive essences of reality Prishvin uses various concepts, which is testified by a range of the relevant worldview ideas present in the semantic field of this texts. Comparing the assessments given by Dostoyevsky and Prishvin with regards to revolutionary movement, the author determines metatext, which allows better understanding Prishvin’s apprehension of main trends in the development of social existence and awareness of his time. The scientific novelty consists in analysis of the context of Prishvin’s reasoning on the ways for overcoming spiritual disunity of the Russian society, in which the Orthodox worldview of a significant part of population collides with the ideology of Bolshevism. Through the artistic being of his characters, the writer elucidates how at the time of Fascist invasion, the life itself demonstrates the triumph of Orthodox faith, to which the Russian people hold true despite the pressure of a harsh atheist state.
Подоксенов А.М. —
Михаил Пришвин и Анри Бергсон: философский контекст творчества
// Философия и культура. – 2019. – № 1.
– С. 49 - 58.
DOI: 10.7256/2454-0757.2019.1.28864
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_28864.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является анализ влияния идей философа и писателя Анри Бергсона на мировоззрение и творчество Михаила Пришвина. Показано, что для раскрытия сущностных смыслов реальности Пришвин активно использует самые разные исторические, культурные, религиозные, философские и политические концепты, о чем свидетельствует целый ряд актуальных философских выводов, присутствующих в семантическом поле его дневниковых записей, публицистических и художественных текстов. Автор подробно анализирует влияние идей отечественных и зарубежных мыслителей на художественный дискурс Пришвина. В статье используется метод историко-философской реконструкции. Образы, символы и высказывания Пришвина в художественных произведениях сравниваются с метатекстом, реализующим философемы писателя, которые реконструируются путем соотнесения их с философскими текстами Бергсона. Новизна исследования заключается в анализе процесса развития художественной мысли писателя, который обнаруживает в большевизме не только перекличку марксизма с философией Бергсона, но и сопоставляет их с идеями христианства, а затем накладывает различные образы, символы и концепты друг на друга. Соединяя противоположные идеологемы, Пришвин выявляет те сущностные изменения общественного бытия, которые принесла революция и которые трудно раскрыть с одной лишь мировоззренческой позиции.
Abstract: The subject of this research is the analysis of the impact of ideas of the philosopher and writer Henri Bergson upon the worldview and creative path of Mikhail Prishvin. It is demonstrated that in order to reveal the ontological meanings of reality, M. Prishvin actively uses the most diverse historical, cultural, religious, philosophical, and political concepts, which is testified by the set of the relevant philosophical conclusions presents in the semantic field of his diary notes, publicist and literary texts. The author meticulously analyzes the impact of the ideas of national and foreign thinkers upon the artistic discourse of Mikhail Prishvin. The article applies the method of historical-philosophical reconstruction. The images, symbols and expressions of Prishvin in the artistic works are compared with metatext, which realizes the writer’s philosophemes reconstructed via their correlation with the philosophical texts of Bergson. The scientific novelty consists in the analysis of development of the artistic thought of the writer, who detects in Bolshevism not only the similarity between Marxism and Bergson’s philosophy, but also compares them with the ideas of Christianity, and then places the various images, symbols and concepts upon each other. Combining the opposite ideologemes, M. Prishvin determines the ontological changes of social existence, which were brought by the revolution and are difficult to describe from the worldview perspective alone.