Высокович К.О. —
Образ светского молодого человека в легкой комедии конца XVIII – начала XIX века
// Litera. – 2022. – № 1.
– С. 98 - 105.
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.1.37262
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_37262.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования выступают комедии: Н. И. Хмельницкого «Светский случай» (1826), «Говорун» (1817), А. И. Писарева «Наследница» (1824), А. С. Грибоедова «Молодые супруги» (1815), а также совместная комедия А. С. Грибоедова и А. А. Жандра «Притворная неверность» (1818). Цель исследования: выявить характерные для образа черты светского молодого человека в легкой комедии конца XVIII – начала XIX века. Методы: 1. Мотивный анализ необходим для определения основной мотивации героя. 2. Культурно-исторический метод нужен для установления связей между литературной традицией (образ светского молодого человека) и реальным историческим типом. Новизна исследования: Впервые делается анализ легкой комедии конца XVIII – начала XIX века с целью определения характерных черт светского молодого человека. Результаты исследования: При анализе легких комедий было установлено, что для реализации образа светского молодого человека характерен мотив ‘мнимого и истинного’. Герою важнее собственная выгода. Он готов придерживаться правил светской игры для поддержания внешних приличий. В произведении А. С. Грибоедова «Молодые супруги» Арист в своих рассуждениях доходит до оправдания измены, считая это тоже частью светской нормы. Таким образом, герой салонной комедии добивается поставленных целей при помощи обмана, оправдывая это нормами высшего света.
Abstract: The subject of this research the comedies “Secular Event” (1826), "The Talker" (1817) by N. I. Khmelnitsky, "The Heiress" (1824) by A. I. Pisarev, "Young Spouses" (1815) by A. S. Griboyedov, and “Feigned Infidelity” (1818) co-authored by A. S. Griboyedov and A. A. Zhandra. The goal lies in revealing the traits of a secular young man reflected in light comedy of the late XVIII – early XIX centuries. The research employs the following methods: 1) motivic analysis for determining the main motivation of the hero; 2) cultural-historical for establishing correlation between the literary tradition (image of a secular young man) and the real historical type. The novelty consists in the fact that this article is first to analyze light comedy of the late XVIII – early XIX century for the purpose of revealing the traits characteristic to a secular young man. It is established that the embodiment of the image of a secular young man is characterized with the motif of “the fictitious and the true”. The hero is most interested in his own gain. He is willing to comply with the rules of the secular game in order to maintain the external decency. In the work of "Young Spouses" by A. S. Griboyedov, Arist in his reasoning comes to justification of infidelity, considering it a secular norm. Therefore, the hero of the salon comedy pursues his goals by means of deception, justifying it by the norms the privileged circles.
Высокович К.О. —
Мотивный комплекс обмана в комедии У. Уичерли «Деревенская жена»
// Litera. – 2021. – № 10.
– С. 141 - 147.
DOI: 10.25136/2409-8698.2021.10.36644
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_36644.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования выступает мотивно-образный анализ комедии У. Уичерли «Деревенская жена». В работе использовался метод мотивного анализа, который позволил выявить ключевые мотивы, а также рассмотреть их реализацию в тексте, структурный метод, позволяющий выявить закономерности и связи между мотивами. Особое внимание уделено не только анализу мотивного комплекса, но и образам героев. Отдельно рассматривается главный герой комедии мистер Хорнер, чей образ по-разному трактуется исследователями от хитроумного развратника до драматурга пьесы. Помимо этого, У. Уичерли выводит на сцену целую галерею лицемеров, где каждый из них пытается реализовать свои скрытые мотивы. Комедия «Деревенская жена» считается вершиной творчества У. Уичерли и не раз была предметом научного рассмотрения, тем не менее, новизна исследования обусловлена тем, что впервые делается анализ мотивного комплекса обмана комедии У. Уичерли. В ходе исследования был выявлен целый комплекс мотивов, связанных с обманом: мотив обмана, мотив переодевания, мотив написания / передачи записки, мотив измены, мотив боязни измены (страх стать рогоносцем), мотив театра, который непосредственно связан с образом героя-лицемера Хорнера. Все эти частные мотивы создают общий фон произведения и являются составными частями мотива истинного / мнимого. Тип персонажа также значим для реализации мотивного комплекса, согласно классификации У. Янц в рассматриваемой комедии явно преобладает два вида лицемерия: моральное (леди Фиджет, миссис Дейнти Фиджет и миссис Скуимиш, мистер Спаркиш, мистер Пинчуайф) и интеллектуальное (мистер Хорнер).
Abstract: The subject of this research is the motif-imagery analysis of the comedy “The Country Wife” by W. Wycherley. The method of motif analysis allowed revealing the core motifs and their implementation in the text, while the structural method allowed outlining the patterns and correlations between motifs. The article is dedicated to the analysis of the motivic complex, as well as the images of the characters. Special attention is given to the protagonist of the comedy Mr. Horner, whose image receives different interpretation of the researchers – from crafty libertine to playwright. W. Wycherley introduces an entire gallery of hypocrites, and each one of them seeks to fulfill their hidden motives. Comedy “The Country Wife” is considered the pinnacle of W. Wycherley’s work and multiple times has become the subject of scientific research. However, the novelty of this study lies in the analysis of the motivic complex of deception in the comedy. The study reveals the following motives associated with deception: motive of deception, motive of disguise, motive of writing / giving the note, motive of infidelity, motive of fear of infidelity (fear of becoming cuckold), motive of theater that is directly related to the image the hypocritical hero Harry Horner. All these motives create the general background of the work, and are the elements of the true or phantom motive. The character type is also important for realization of the motivic complex. The classification of W. Janz clearly indicates the prevalence of two types of hypocrisy in the comedy under review: moral (Lady Fidget, Mrs. Dainty Fidget and Mrs. Squeamish, Mr. Sparkish, Mr. Pinchwife) and intellectual (Mr. Horner).