Давыдова О.С. —
«Модернизм» в контексте реализма: Илья Репин на рубеже двух столетий
// Философия и культура. – 2022. – № 1.
– С. 1 - 10.
DOI: 10.7256/2454-0757.2022.1.37191
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_37191.html
Читать статью
Аннотация: Главным предметом исследования данной статьи стала специфика восприятия И. Е. Репиным подвижной динамики художественно-эстетических задач, формирующихся под влиянием меняющейся современности. В связи с этим, одним из композиционных центров исследования является история взаимоотношений, которые сложились между И. Е. Репиным и художниками «первой волны символизма» – членами группы «Мир искусства» (прежде всего, главным редактором одноименного журнала – С. П. Дягилевым, А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым, Е. Е. Лансере). Отдельное внимание уделено вопросу восприятия самого И. Е. Репина некоторыми представителями авангарда на этапе 1910-х гг. Развиваясь в диапазоне «притяжение – отрицание», преисполненный драматических и комических моментов, диалог между Репиным и более молодым поколением показывает опрометчивость однозначных суждений о реализме и модернизме как противостоящих образных системах.
Впервые на современном уровне научного понимания эстетики символизма и неоромантизма в статье проанализировано отношение И. Е. Репина к вопросам новаторских образных поисков в искусстве художников эпохи модерна. При этом само понятие «модернизм» трактуется в его двух измерениях: как определенная временная веха в контексте развития истории искусства конца XIX – начала ХХ в.; и как внутренний динамический потенциал, заложенный в произведениях самого И. Е. Репина с начала его творческого пути. На основе систематизации художественных и документальных источников, используя метод комплексного воссоздания взглядов передвижников и художников-символистов на задачи и природу искусства, автор статьи приходит к выводу о том, что поэтика искусства И. Е. Репина, синтезируя идеи времени, тяготеет к отражению сложно-характерного творческого образа, сформированного как реалистическими, так и идеалистическими принципами.
Abstract: The main subject of this research is the specificity of I. E. Repin's perception of the dynamics of artistic-aesthetic tasks formed under the influence of changing modernity. In view of this, one of the compositional centers of the research is the history of relationship that developed between I. E. Repin and the artists of the “first wave of symbolism” – members of the association “The World of Art” (primarily, the editor-in-chief of the eponymous journal S. P. Diaghilev, A. N. Benois, K. A. Somov, Y. Y. Lanceray). Special attention is given to the question of perception of I. E. Repin by certain representatives of the avant-garde in 1910s. Developing in the range “attraction – negation”, full of dramatic and comic moments, the dialogue between Repin and younger generation indicates the hastiness of univocal view of realism and Art Nouveau as opposing imagery systems. For the first time, on the current level of scientific comprehension of the aesthetics of symbolism and neo-romanticism, the article analyzes the attitude of I. E. Repin towards the innovative imagery pursuits of the Art Nouveau artists. At the same time, the very concept of Art Nouveau is interpreted in two dimensions: as a certain milestone in the context of the development of the history of art of the late XIX – early XX century; and as an inner dynamic potential embedded by I. E. Repin in his works since the beginning of his creative path. Based on systematization of the artistic and documentary sources and the method of complex reconstruction of the views of Peredvizhniki and symbolist artists upon the objectives and nature of art, the author concludes that the poetics of art of Ilya Repin, synthesizing the ideas of time, tends to reflect a complicated and distinctive artistic image formed by realistic and idealistic principles.
Давыдова О.С. —
Символизм в русском изобразительном искусстве эпохи модерна. Аналитический обзор в свете последних исследований
// Философия и культура. – 2021. – № 12.
– С. 10 - 24.
DOI: 10.7256/2454-0757.2021.12.37180
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_37180.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является творчество русских художников второй половины XIX – первой половины XX века в контексте проблематики символизма и модерна, а также тот научный фундамент, который сложился к настоящему моменту в области изучения данного вопроса. Методология работы основана на концептуальном синтезе классических историко-искусствоведческих подходов в анализе художественного материала с теоретическими междисциплинарными методами гуманитарных исследований, таких как иконология и герменевтика, а также выработанный автором контекстуально-ассоциативный метод. Цель работы заключается в актуальной для современной искусствоведческой науки задаче выявления особенностей символизма в России ввиду изменившегося в наши дни отношения к духовной проблематике искусства рубежа XIX–XX веков. Впервые в отечественном искусствознании автором статьи сделан емкий аналитический обзор этапов развития символизма в русском изобразительном искусстве на основе долголетней работы с архивными материалами, научными трудами (более, чем за сто лет) и хранящимися в музейных фондах произведениями мастеров эпохи модерна, многие из которых после 1917 года оказались на периферии искусствоведческого внимания по идеологическим причинам. Индивидуально найденные характеристики символизма как цельного художественного феномена, созданные на уровне современного гуманитарного знания, обуславливают новизну работы и могут быть плодотворно применены для поиска новых аспектов в области изучения символизма и модерна. Расширение диапазона представлений о русском искусстве конца XIX – начала XX века, нашедшее лаконичное отражение в данной статье, позволяет вернуть в контекст искусствознания наследие художников-символистов, что имеет неоспоримое значение с точки зрения восстановления естественной логики развития истории искусства в России, делая данную публикацию востребованной в разных областях изучения искусства и культуры.
Abstract: The subject of this article is the works of the Russian artists of the late XIX – early XX centuries in the context of problematic of symbolism and Art Nouveau, as well as the scientific foundation that has developed as yet in studying this topic. Research methodology is based on the conceptual synthesis of classical art history approaches towards the analysis of artistic material with the theoretical interdisciplinary methods of humanities, such as iconology and hermeneutics, as well as the contextual-associative method developed by the author. The goal of this article consists in determination of the peculiarities of symbolism in Russia due to the transformation of the attitude towards the spiritual problematic of art of the turn of the XIX – XX centuries, which is relevant for the modern art history. The author is firs in the Russian art history to conduct a comprehensive analytical overview of the development stages of symbolism in the Russian visual art based on the years-long work with the archival materials, scientific publications (that cover over a century), and works of the Art Nouveau authors stored in the museum funds, many of which after 1917 appeared to be on the periphery of attention of art historians due to ideological reasons. The revealed individual characteristics of symbolism as a holistic artistic phenomenon, created on the level of modern humanistic knowledge, determine the novelty of this work and can valuable in further study of symbolism and Art Nouveau. Broadening of representations on the Russian art of the late XIX – early XX centuries, allow returning the heritage of the symbolist artists into the context of art, which is of undeniable importance from the perspective of restoration of natural logic of the development of the history of art in Russia, making this publication valuable in various fields of study of art and culture.