Яркеев А.В. —
Метафизика чрезвычайного положения в философии В. Беньямина
// Социодинамика. – 2019. – № 1.
– С. 42 - 48.
DOI: 10.25136/2409-7144.2019.1.28662
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_28662.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является представление В. Беньямина о чрезвычайном положении в контексте современной проблемы взаимосвязи суверенной власти, права и насилия. Интенция В. Беньямина заключается в том, чтобы преодолеть состояние демонического существования, остатком которого является право, и освободить человеческое бытие от вины, посредством которой естественная жизнь включается в порядок права и судьбы. В своей критике насилия В. Беньямин пытается утвердить возможность существования насилия за пределами права, то есть «по ту сторону» порочного круга диалектики насилия, устанавливающего право, и насилия, поддерживающего право. Методологической основой работы является герменевтическая онтология (М. Хайдеггер, Х. Арендт), исходящая из принципа тождества языка, бытия и мышления. В качестве основного вывода обосновывается авторский тезис о том, что подлинным чрезвычайным положением, которое В. Беньямин обозначает как «божественное насилие», является деятельность мышления, выступающая в качестве метафизической "революционной" силы, лежащей в основании суверенной субъективности, поскольку мышление прерывает нерефлексируемый поток естественной жизни.
Abstract: The subject of this research is the Walter Benjamin’s representation on the state of emergency in the context of modern issue of correlation between sovereign power, right and violence. The intention of W. Benjamin consists in overcoming the state of demonic existence, which residue is the right, and liberate human being from guilt, in the virtue of which the natural life is included into the order of right and fate. In his criticism of violence, W. Benjamin attempts to validate the possibility of the existence of violence beyond the limits of right, i.e. “on the far side” of “vicious circle” of the dialectics of violence establishing right, and the violence, supporting right. Methodological framework contains hermeneutic ontology (M. Heidegger, H. Arendt), adhering to the principle of the identity of language, existence and reasoning. The main conclusion lies in substantiation of the original thesis that the genuine state of emergence, marked by W. Benjamin as “divine violence”, is the reasoning process, manifesting as the metaphysical “revolutionary” force underlying the sovereign subjectivity, because the reasoning interrupts the non-reflectable flow of natural life.
Яркеев А.В. —
От тюрьмы к концлагерю: организация социального пространства в биополитическом обществе
// Социодинамика. – 2016. – № 9.
– С. 103 - 108.
DOI: 10.7256/2409-7144.2016.9.20416
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_20416.html
Читать статью
Аннотация: Предметом рассмотрения статьи является организация социального бытия в современном биополитическом обществе, в котором политика, осуществляя заботу о жизни населения, последовательно переходит от дисциплинарных практик, базовой моделью которых является тюрьма, к практикам обеспечения безопасности и предотвращения угроз. Презумпция опасности, потенциально закрепляемая за каждым индивидом, сопровождается введением превентивного права власти и учреждением перманентного чрезвычайного положения как нормы социального существования. В условиях чрезвычайного положения социальное реорганизуется по типу концлагеря, производящего бесправных индивидов. Методологической основой работы является фундаментальная онтология М. Хайдеггера, опирающаяся на принцип целостности и закон тождества языка, бытия и мышления. Основной вывод проведенного исследования заключается в установлении предела социального и человеческого бытия и обосновывается необходимость "онтологического поворота" как рефлексивного движения от тотальной объективации человеческого присутствия в рамках технологий биополитического управления к субъективации, задаваемой через мышление как топос человеческой сущности и политики.
Abstract: The subject of this article is the organization of social being in the modern biopolitical society, when politics, taking care for the life of population, gradually shifts from the disciplinary practice the basic model of which is prison, towards the practices of providing safety and preventing threats. Presumption of danger, potentially assigned after each individual, is accompanied by the implementation of the preventative right of authority and establishment of the permanent emergency rule as the norm of social existence. Under the conditions of emergency situation, the social is reorganized in form of the concentration camp that produces the deprived of rights individuals. The methodology of this research includes the fundamental ontology of M. Heidegger, which is based on the principle of integrity and law of identity of the language, being, and thinking. The main conclusion of the conducted research consists in the establishment of the limit of social and human being, as well as justifies the need for the “ontological turn”; as a reflexive movement from the total objectification of the human presence within the framework of the technologies of biopolitical management towards subjectification, formulated through reason as the topos of human essence and politics.
Яркеев А.В. —
Этика между возможностью и невозможностью
// Философская мысль. – 2016. – № 9.
– С. 101 - 108.
DOI: 10.7256/2409-8728.2016.9.20399
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_20399.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования статьи является современное бытие этики в парадоксально-пограничной ситуации возможности/невозможности. Показывается предел кантовской этики, которая конструируется с позиции абсолютной субъективности по аналогии с научными принципами объективности и универсальности. Обосновывается абстрактный характер категорического императива, требование которого оказывается несовместимым с жизнью. Предельным воплощением несостоятельности этики являются нацистские концлагеря, в которых полностью уничтожается человеческое достоинство и нивелируется любая мораль. Подлинная этика утверждается как возможная невозможность или невозможная возможность. Методологической основой работы является фундаментальная онтология М. Хайдеггера, принципом которой является закон тождества бытия и мышления. Основной вывод проведенного исследования состоит в том, что этика задается как местопребывание человеческого существования («этос»), законом которого является закон тождества бытия и мышления, требующий быть в согласии с самим собой и со всем миром. Отказ от мышления с необходимостью сопровождается нигилизацией бытия, конституирующейся в различных практиках социального зла.
Abstract: The subject of this research is the modern being of ethics in the paradoxical-bordering situation of possibility/impossibility. It is demonstrated that the limit of Kant’s ethics, which is being structured from the position of the absolute subjectivity by the analog with the scientific principles of objectivity and universality. The author explains the abstract nature of the categorical imperative, the requirement of which is incompatible with life. The ultimate embodiment of failure of the ethics is the Nazi concentration camps that completely destroy the human dignity and negate any moral. The true ethics is confirmed as possible impossibility or impossible possibility. The methodological foundation of this research lies in the fundamental ontology of M. Heidegger, which is based on the principle of the law of identity of the being and reason. The main conclusion consists in the fact that ethnics initially represents the residence of human existence (“ethos”) based on the law of identity between the being and reason, which requires to be in accord with yourself, as well as the entire world. The denial of reason and necessity is accompanied by the nihilation of being constituting in various manifestations of the social evil.