Маландина Т.В. —
Виртуальная 3D-реконструкция интерьера в исследованиях историко-культурного наследия: историографический обзор
// Историческая информатика. – 2024. – № 2.
– С. 1 - 23.
DOI: 10.7256/2585-7797.2024.2.70733
URL: https://e-notabene.ru/istinf/article_70733.html
Читать статью
Аннотация: Междисциплинарное направление виртуальной 3D-реконструкции утраченных объектов культурного наследия является относительно молодым, но активно развивающемся как в России, так и зарубежом. Тем не менее степень разработанности проблем 3D-реконструкции различных типов утраченных интерьеров объектов культурного наследия на фоне внушительного количества качественных научно обоснованных реконструкций экстерьеров монастырских и усадебных комплексов, храмовых сооружений, городской застройки мала. Исторические интерьеры как одна из основных форм пространственной организации жизни являются уникальными историческими памятниками, которые содержат в себе симбиоз общественного и индивидуального, воплотившегося в культуре повседневности. Стилистически и композиционно самобытные интерьеры различных построек занимают особое место в исторических исследованиях, все больше привлекая внимание исследователей истории и культуры. Стремительно же развивающиеся компьютерные технологии создают все больше новых уникальных возможностей для виртуальной 3D-реконструкции исторических интерьеров и их дальнейшего сохранения. В статье обозначены истоки и основные этапы развития проблематики интерьерной виртуальной реконструкции в исторических исследованиях. В результате проведенного исследования автором была впервые обобщена история развития исследований по виртуальной 3D-реконструкции интерьеров, прослежена эволюция основных тенденций и исследовательских подходов к работе с источниковой базой и проблемам визуализации результатов реконструкций, выделены актуальные направления решения проблемы интерьерной 3D-реконструкции в литературе и научных проектных работах. Разработки автора данной статьи создают необходимые условия для поиска и адаптации методов работы с историческими источниками, визуализации результатов реконструкции и ее интерпретации в контексте работы автора данной статьи по созданию виртуальных 3D-реконструкций исторических усадебных интерьеров. Сегодня все еще не существует единого стандарта виртуальной 3D-реконструкции, особенно если речь идет об интерьере, поэтому анализ исследовательского опыта дает методологический фундамент, на базе которого можно создать современное исследование, отвечающее запросам как научного сообщества, так и искушенного пользователя.
Abstract: The interdisciplinary field of virtual 3D-reconstruction of lost cultural heritage sites is relatively young, but actively developing both in Russia and abroad. Nevertheless, the degree of elaboration of the problems of 3D-reconstruction of various types of lost interiors of cultural heritage objects against the background of an impressive number of high-quality scientifically based reconstructions of the exteriors of monastic and manor complexes, temple structures, urban development is small. Historical interiors, as one of the main forms of spatial organization of life, are unique historical monuments that contain a symbiosis of social and individual, embodied in the culture of everyday life. Stylistically and compositionally original interiors of various buildings take a special place in historical research, increasingly attracting the attention of researchers of history and culture. Rapidly developing computer technologies create more and more unique opportunities for virtual 3D-reconstruction of historical interiors and their further preservation. The article outlines the origins and main stages of the development of the problems of interior virtual reconstruction in historical research. As a result of the research, the author summarized for the first time the history of the development of research on virtual 3D interior reconstruction, traced the evolution of the main trends and research approaches to working with the source base and problems of visualizing the results of reconstructions, highlighted the current directions for solving the problem of interior 3D-reconstruction in literature and scientific projects. The developments of the author of this article create the necessary conditions for the search and adaptation of methods of working with historical sources, visualization of the results of reconstruction and its interpretation in the context of the author's work on the creation of virtual 3D-reconstructions of historical manor interiors.