Хилько Н.Ф., Горелова Ю.Р. —
Исследовательские подходы и парадигмы в изучении культурной среды города.
// Культура и искусство. – 2024. – № 6.
– С. 149 - 163.
DOI: 10.7256/2454-0625.2024.6.43531
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_43531.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является совокупность выбранных авторами подходов и парадигм исследований культурной среды города. Цель работы: теоретический анализ многообразия подходов к дефиниции «культурная среда» в соотнесении с исходной категорией «культура». Объектом исследования являются дефиниции «культура» и «культурная среда» в составе методологии исследований культурной среды. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как общие представления о культурном пространстве, связь с категорией «культура» и особенности нового, и интегративного подхода, по которому культурная среда предстает как реально воспринимаемое физическое пространство, пространство реализации культуротворческой деятельности в рамках социокультурных сообществ, отдельных личностей, аксиологическая составляющая культурной среды в системе ценностных координат, мотиваций и смыслов, сочетание аксиологического, информационно-семиотического и перцептивно-эстетического подходов к изучению культурной среды. Актуальность исследования состоит в необходимости осмысления многообразия исследовательских подходов к изучению культурной среды, направленных на разработку моделей культурной политики на региональном и муниципальном уровнях. Научная новизна исследования заключается в осмыслении сущности методологических парадигм, исходящих от интегративного определения культурной среды города. В результате сделаны выводы о превалировании метафизических смыслов визуально-образного наполнения культурной коммуникации. Особым вкладом авторов является тот факт, что указанное сочетание методологических подходов позволяет сформировать новую интегративную парадигму, построенную на сочетании аксиологического, информационно-семиотического и перцептивно-эстетического подходов к изучению культурной среды в целом и городской, в частности. Еще один вывод связан с тем, что культура в целом, и культурная среда в частности, определяет аксиологические параметры, задает человеку и человечеству систему ценностных координат. Результаты работы состоят в осмыслении существующих методолгических подходов к изучению культурной среды города , обусловленных ее интегративным определением. Область применения результатов: сфера региональной и муниципальной культурной политики.
Abstract: The subject of the study is a set of approaches and paradigms chosen by the authors to study the cultural environment of the city. The purpose of the work: a theoretical analysis of the variety of approaches to the definition of "cultural environment" in relation to the original category "culture." The object of the study is the definition of "culture" and "cultural environment" as part of the methodology for researching the cultural environment. The author considers in detail such aspects of the topic as general ideas about the cultural space, association with the category "culture" and features of the new, and integrative approach, according to which the cultural environment appears as a really perceived physical space, the area of implementation of cultural activities within the framework of socio-cultural communities, individual persons, axiological component of the cultural environment in the system of value coordinates, motivations and meanings, combination of axiological, information-semiotic and perceptual-aesthetic approaches to the study of the cultural environment. The relevance of the study consists in the need to understand the variety of research approaches to the study of the cultural environment, aimed at developing models of cultural policy at the regional and municipal levels. The scientific novelty of the study lies in understanding the essence of methodological paradigms emanating from the integrative definition of the cultural environment of the city. Another conclusion is related to the fact that culture in general, and the cultural environment in particular, determines axiological parameters, sets a system of value coordinates, motivations and meanings for man and humanity. The results of the work consist in understanding the existing methodological approaches to the study of the cultural environment of the city, determined by its integrative definition. The scope of the results: the scope of regional and municipal cultural policy.
Хилько Н.Ф., Горелова Ю.Р. —
Культурный код образной картины войны и тыла в поэтическом творчестве детей-блокадников, эвакуированных в Омскую область
// Человек и культура. – 2024. – № 1.
– С. 48 - 70.
DOI: 10.25136/2409-8744.2024.1.39880
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_39880.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является поэтическое творчество детей-блокадников. Цель работы: постановка проблемы изучения культурного кода огромного пласта поэтического наследия детей-блокадников, эвакуированных в Омскую область. Методология исследования состоит в использовании проблемно-семантического подхода к анализу поэтического творчества. Результаты работы : значимые факторы восприятия, система кодирования нравственно-патриотического смысла, поэтические образы войны и тыла через образную картину исторической памяти, нравственно-патриотический смысл образов войны и тыла. Область применения результатов: сфера патриотического воспитания во внеучебной и внеклассной работе средних и высших учебных заведений. Новизна исследования заключается в новой постановке проблемы поэтического отражения и рефлексии войны в детском и взрослом поэтическом восприятии. Новой является также методология анализа впечатлений и переживаний, сосредоточенных в совокупности представлений детей-блокадников, направленного на выявление нравственно-патриотических смыслов и дихотомии образов войны и тыла. Неординарная методология проблемно-семантического подхода к анализу поэтического творчества. Выводы: 1. Образная картина войны, созданная детьми-блокадниками во взрослой и детской поэзии, выражает культурный код военного времени, который заключается в стремлении защитить свою родину, совершить подвиг во имя жизни, в котором сосредоточены нравственно-патриотические черты подлинного героизма. 2. Вместе с тем культурный код образной картины тыла и военного детства детей-блокадников проявлялся в целом ряде благородных качеств сибирских спасителей. 3. При этом раскодирование нравственно-патриотического смысла созданной детьми-блокадниками образной картины исторической памяти, включает в себя переход от образных знаков памяти, культуры любви к Родине, заключённых в образных клише, к символам борьбы, образам самоотверженности, архетипам героизма, подвигов к общечеловеческим ценностям, выраженных в идентичных поэтических средствах.
Abstract: The subject of research is the poetic creativity of blockade children. The purpose of the work: setting the problem of studying the cultural code of a huge layer of the poetic heritage of children-blockades evacuated to the Omsk region. The methodology of research consists in the use of a problem-semantic approach to the analysis of poetic creativity. The results of the work: significant factors of perception, a system for encoding moral and patriotic meaning poetic images of war and rear through a figurative picture of historical memory, moral and patriotic meaning of images of war and rear. The field of application of the results: the field of patriotic education in extracurricular and extracurricular work of secondary and higher educational institutions. The novelty of the study lies in a new formulation of the problem of poetic reflection and reflection of war in children's and adult poetic perception. New is also the methodology for analyzing impressions and experiences concentrated in the totality of ideas of children-blockade, aimed at identifying moral and patriotic meanings and dichotomy of images of war and rear. An extraordinary methodology of a problem-semantic approach to the analysis of poetic creativity. Conclusions: 1. The figurative picture of the war, created by the children's blockade in adult and children's poetry, expresses the wartime cultural code, which is to strive to protect their homeland, to accomplish a feat in the name of life, in which the moral and patriotic features of genuine heroism are concentrated. 2. At the same time, the cultural code of the figurative picture of the rear and military childhood of blockade children was manifested in a number of noble qualities of Siberian saviors. 3. At the same time, the decoding of the moral and patriotic meaning of the figurative picture of historical memory created by the blockade children includes the transition from figurative signs of memory, a culture of love for the Motherland, enclosed in figurative clichés to symbols of struggle, images of selflessness, archetypes of heroism, exploits to universal human values, expressed in identical poetic means.
Хилько Н.Ф. —
Локализация механизмов национально-культурной идентификации в народных традциях россиян
// Культура и искусство. – 2014. – № 3.
– С. 300 - 306.
DOI: 10.7256/2454-0625.2014.3.12024
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования в статье являются способы достижения национально-культурной идентичности россиян посредством локализации ее механизмов. В связи с этим цель работы направлена на поиск основного механизма локальной идентификации (локализации) национально-культурной идентичности. При этом оказывается возможным отражение в нем совокупности билингвальной, этнотворческой, поведенческой, ценностной и духовной форм идентификации. Последние становятся тесно связанными с этноконфессиональными, семейными, хозяйственно-бытовыми и празднично-обрядоыми, художественными и социально-культурными традициями россиян, символизирующими слияние глобального и регионального. В работе используется системный, структурный и концептуальный культурологический анализ. Методологически работа строится на основе идей мультикультурализма диалога культур (М. М. Бахтин). Научной новизной обладают: формы национально-культурной идентификации: билингвальная, этнотворческая, поведенческая, ценностная, духовная и локальная и ее механизмы.
Их совокупность являются некоторым пусковым механизмом языкового, этнотворческого, поведенческого, ценностного и духовного единства, интегрируемого в своеобразную локальную форму идентификации, опосредуемую также духовной, менталитетом и настроениями национальных групп.
Хилько Н.Ф. —
Проблемы сохранения и развития украинской народной культуры в Омской области в местах компактного и дисперсного проживания
// Культура и искусство. – 2013. – № 4.
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.4.8719
Читать статью
Аннотация: Статья поднимает злободневную проблему сохранения и развития народной культуры в условиях современной Сибири. Ее новизна – в выделении четырех уровней развития украинской народной культуры: традиционной семейно-бытового, образовательно-просветительского, социально-организующего и элитарного духовно-художественного. Рассматривается зависимость народной культуры от компактности или дисперсности проживания переселенцев с Украины и их потомков. Основные содержательные аспекты статьи носят этнокультурологический харарктер: учет статистики, анализ культурной идентификации, уровни национального самосознания, уровни сохранности народной культуры, модель развития украинской народной культуры. Дается модель развития украинской народной культуры и научно-методические рекомендации ее развития в условиях Сибири.
Хилько Н.Ф. —
Сравнительный анализ языка социального кино и телевидения
// Культура и искусство. – 2012. – № 5.
DOI: 10.7256/2454-0625.2012.5.5746
Читать статью
Аннотация: В статье дается развернутый анализ эволюции изобразительного языка кинодокументалистики и телевизионных фильмов, отражающих важнейшую тематику социального признания таланта. На примере фильмов Международного кинофестиваля «Встречи в Сибири», проходившем в г. Омске в ноябре 2011 г. выявляются стилистические и композиционные характеристики картин социально-брендового репертуара. Исследуются важнейшие аспекты развития языкового сознания как появление новых жанров, операторских приемов и особенностей монтажа.