Крус Фахардо Ю. —
Боготасо и "критическое искусство" 1948 г. в Колумбии: картины Энрике Грау и Алехандро Обрегона
// Культура и искусство. – 2022. – № 2.
– С. 43 - 56.
DOI: 10.7256/2454-0625.2022.2.37509
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_37509.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является реакция художников Колумбии на события, произошедшие в стране 9 апреля 1948 года и явившиеся одной из важнейших вех современной истории Колумбии и истории искусства этой страны. В тот день мирная Богота была вовлечена в беспрецедентное в колумбийской истории гражданское восстание, последствия которого повлияли на все сферы жизнедеятельности колумбийского общества. Для искусства это восстание также стало переломным моментом в его развитии. Изменения произошли во всех областях изобразительного искусства: появилась выраженная социальная проблематика, произошел разрыв с академизмом и, конечно же, начиная с событий Боготасо получила свое яркое выражение критическая позиция художников по отношению к явлениям социально-политической жизни Колумбии. В настоящей работе анализируются картины ключевых художников истории колумбийского искусства: Энрике Грау и Алехандро Обрегона. Рассматриваемые произведения отражают события судьбоносного для страны дня 9 апреля 1948 г., по-своему интерпретируя факты этой трагедии, и утверждают важность социально-критической позиции художника в обществе. Методологически это работа с комплексным подходом, включающим культурно-исторический, иконографический, художественно-стилистический анализ произведений. Новизна исследования заключается в изучении реакции художников на политические и социальные репрессии в Колумбии, а также в изучении головокружительных политических и социальных перемен, произошедших после событий Боготасо в 1948 г. и повлиявших на развитие «критического искусства» Колумбии вплоть до наших дней.
Abstract: The subject of the study is the reaction of Colombian artists to the events that took place in the country on April 9, 1948 and were one of the most important milestones in the modern history of Colombia and the history of art of this country. On that day, peaceful Bogota was involved in an unprecedented civil uprising in Colombian history, the consequences of which affected all spheres of life of Colombian society. For art, this uprising also became a turning point in its development. Changes have taken place in all areas of fine art: there has been a pronounced social problem, there has been a break with academism and, of course, since the events of Bogotaso, the critical position of artists in relation to the phenomena of socio-political life in Colombia has received its vivid expression. This paper analyzes the paintings of key artists of the history of Colombian art: Enrique Grau and Alejandro Obregona. The works in question reflect the events of the fateful day for the country on April 9, 1948, interpreting the facts of this tragedy in their own way, and affirm the importance of the artist's socially critical position in society. Methodologically, this is a work with a comprehensive approach, including cultural-historical, iconographic, artistic-stylistic analysis of works. The novelty of the research lies in the study of the reaction of artists to political and social repression in Colombia, as well as in the study of the dizzying political and social changes that occurred after the events of Bogotaso in 1948 and influenced the development of the "critical art" of Colombia up to the present day.
Крус Фахардо Ю. —
Переосмысление исторических событий штурма Дворца Правосудия в Колумбии в 1985 г. в национальном искусстве
// Культура и искусство. – 2022. – № 1.
– С. 57 - 78.
DOI: 10.7256/2454-0625.2022.1.36775
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_36775.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является тема насилия в колумбийском искусстве как отражение политических и социальных конфликтов в стране. Политические, экономические и социальные проблемы в истории Колумбии XX в. настолько тесно переплетаются, что в результате возникает сложная взрывоопасная ситуация государственных переворотов и террора, не могущая не повлиять на разные виды искусства страны и остаться не замеченной представителями культурной элиты. Конфликт, тянущийся с начала XX века, отражается как в колумбийской архитектуре, так и в произведениях большинства колумбийских живописцев. Причем отражается прямо противоположным образом как выражение поправения и отдаления от избирателей в архитектуре и с критической точки зрения в живописи.
В качестве примера изменений в архитектуре в статье анализируются проекты Дворца Правосудия. Тенденции в изобразительном искусстве раскрыты на творчестве Беатрис Гонсалес и Дорис Сальседо. Особое место в их работах нашло одно из центральных событий политической и социальной истории Колумбии XX в. - штурм Дворца Правосудия в 1985 г. Новизна статьи заключается в использовании сравнительного метода анализа. В первый раз на русском языке проводится параллель между архитектурными изменениями в проектах Дворца правосудия в Боготе и влиянием, которое события 6 и 7 ноябре 1985 года оказали на живопись Колумбии. Для изучения этого влияния рассмотрены работы двух известных колумбийских художников, чье творчество глубоко затронули события ноября 1985. В статье показано, что разные виды искусства по-разному реагируют на политические и социальные пертурбации, происходящие в стране. Причиной чего оказываются различия, связанные с дифференциацией политико-социального заказа в разных видах искусства.
Abstract: The subject of this research is the theme of violence in Colombian art as a reflection of political and social conflicts in the country. Political, economic and social problems in the history of Colombia of the XX century are closely intertwined, resulting in a complicated situation of coups d’état and terror, which affects different types of art in the country and representatives of the cultural elite. The conflict that stretches since the early XX century is reflected in the Colombian architecture and painting. It is depicted as rather conservatism and alienation from the constituency in architecture, and from the critical perspective in painting. The projects of the Palace of Justice are taken as an example of the changes in architecture. Trends in the visual arts are revealed in the works of Beatriz Gonzalez and Doris Salcedo. One of the central events in the political and social history of Colombia of the XX century – 1985 Palace of Justice siege – has found a special place in their art. The novelty of this research lies in using the comparative method of analysis. This is the first Russian-language research to draw the parallel between the architectural changes in the projects of the Palace of Justice in Bogota and the impact of the events of November 6 and 7, 1985 upon Colombian painting based on the works of the two remarkable Colombian artists. It is established that different types of art show different response to the political and social disturbances that take place in the country. This is substantiated by differentiation of the political-social order in various types of art.