Алиева Ф.А., Мухамедова Ф.Х., Бекеева А.М. —
Песенные жанры традиционного фольклора даргинцев: идейно-эстетическое и художественное своеобразие.
// Litera. – 2020. – № 10.
– С. 94 - 103.
DOI: 10.25136/2409-8698.2020.10.34105
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_34105.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования являются основные жанровые разновидности песенного фольклора даргинцев – одной из народностей Дагестана, в состав которой входят такие этнические группы, как: акушинцы, кайтагцы, кубачинцы, мекегинцы, цудахарцы и др. В статье предпринята попытка рассмотреть жанровое многообразие даргинского традиционного поэтического фольклора, показать формы бытования конкретных жанров, определить их идейно-эстетическое и художественное содержание, выявить их эволюцию и трансформацию, охарактеризовать поэтику. Цель настоящей статьи – показать жанровое многообразие песенного фольклора даргинцев, его национальную специфику, выявить художественное своеобразие и формы бытования. В процессе написания статьи использованы метод научного анализа теоретической литературы по теме исследования, сравнительно-типологический и описательно-аналитический методы, включающие наблюдения, интерпретации, сопоставления и позволяющие дать филологическую оценку тексту, раскрыть фольклорные поэтические средства изображения Научная новизна данного исследования заключается в том, что в ходе изучения жанров песенного фольклора даргинцев было выявлено, что не все жанры, привлечённые нами к анализу, бытуют в настоящее время без каких-либо изменений. В ряде населенных пунктов даргинских районов, в селениях Харбук, Уркарах, Маджалис, Кубачи, Усиша и др., тексты обрядовой поэзии ранее исполнявшиеся взрослыми, в настоящее время перешли в репертуар детского фольклора. Многие свадебные песни перешли из обрядового фольклора в разряд любовной лирики и исполняются чаще всего на молодежных вечеринках и гуляниях. Плачи и причитания подверглись влиянию мусульманской религии, в них теперь часто звучат обращения к Аллаху ниспослать терпение и милосердие, просьбы и т. д. Баллада в фольклоре даргинцев также претерпевает определенные жанровые изменения: трагизм ситуации и драматизм положения, постепенно ослабляются, и песни балладного типа перерастают входить в тип сюжетной лирической песни семейно-бытового, либо любовного содержания.
Abstract: The subject of this research is the key genres of song folklore of the Dargin people – one of the ethnoses of Dagestan, which includes such Akushin, Kaitag, Kubachin, Mekegin, Tsudakhar, and others. An attempt is made to examine genre diversity of the Dargin people traditional poetic folklore, describe the forms of existence of specific genres, determine their ideological-aesthetic and artistic content, trace their evolution and transformation, as well as characterize the poetics. The goal of this work consists in demonstration of genre diversity of the song folklore of the Dargin people, its national specificity, artistic uniqueness and forms of existence. In the course of this research, the author applies the method of scientific analysis of theoretical literature on the topic, comparative-typological and descriptive-analytical methods, including observation, interpretation and comparison, which allows giving philological assessment of the text, reveal folk poetic means of expression. The scientific novelty lies in establishment of the fact that some of the genres under consideration still exist, but have undergone transformation. In a number the Dargin Districts, such as the rural localities of Harbuk, Urkarah, Madzhalis, Kubachi, Usisha, etc., texts of ritual poetry that have been previously performed by the adults, now shifted into the repertoire of children's folklore; multiple wedding songs – from ritual folklore to the category of love lyricism, and are performed mostly at youth parties and festivities. Lamentations were subjected to the influenced of Muslim religion, and now often feature the appeals to Allah to bless with patience and mercy, etc. Ballades in the folklore of the Dargin people also experiences certain genre changes: tragedy and drama of the situation fade away, and the ballades grow into the type of lyrical song of family, life or love content.