Медведев А.Д. —
Политическая история Франции в отражении национального кинематографа 1960-1970 гг.
// Genesis: исторические исследования. – 2021. – № 4.
– С. 94 - 103.
DOI: 10.25136/2409-868X.2021.4.35473
URL: https://e-notabene.ru/hr/article_35473.html
Читать статью
Аннотация: Цель исследования заключается в определении места и роли французского кинематографа 1960-1970 годов в политической истории Франции послевоенного периода. Объектом работы является процесс трансформации политического дискурса при передачи власти от Шарля де Голля Жорджу Пампиду. Предмет исследования — отражение истории коллаборационизма в кинофильмах "Печаль и жалость" (1969) и "Лакомб Люсьен" (1973). Автор подробно рассматривает такой аспект темы как рефлексия политической и культурной элит по поводу режима Виши. Особое внимание уделяется политическим последствиям, к которым привел показ фильмов о пособничестве нацистам гражданам Франции. Научная новизна заключается в том, что в работе впервые сделан аналитический обзор популярных фильмов национального кинематографа Франции 1960-х — 1970-х годов, интерпретирующих феномен «коллаборационизма» и «Сопротивления» периода немецкой оккупации. В результате доказано, что данные фильмы разрушили царившее в политическом и общественном дискурсе Франции молчание о пособничестве ряда граждан оккупационным войскам. Таким образом, доказано, что уход Шарля де Голля с поста главы Французской республики привел к появлению продуктов массовой культуры, пересматривающих прежние трактовки военного прошлого и имеющих особый потенциал изменения политической обстановки в стране.
Abstract: The goal of this research consists in determination of the place and role of French cinematography of 1960s – 1970s in the political history of postwar France. The object of this research is the process of transformation of political discourse in the context of transfer of power from Charles de Gaulle to Georges Pompidou. The subject of is reflection of the history of collaborationism in the films “Sadness and Pity” (1969) and “Lacombe Lucien” (1973). The author examines such aspect of the topic as reflection of the political and cultural elites on the Vichy regime. Special attention is given to the political consequences of the screening of films about collusion of the Nazi to French citizens. The scientific lies in the analytical overview of the popular films of French national cinematography of 1960s – 1970s, which interpret the phenomenon of “collaborationism” and “opposition" of the period of German occupation. As a result, it is proven that these films distorted the silence on collusion of a number of citizens to the occupier that prevailed in the French political and public discourse. The author notes that resign of Charles de Gaulle as the head of the French Republic led to the emergence of the products of popular culture that revise the previous interpretations of the military past and have a capacity to change the political situation in the country.