Шириева Н.В. —
Хоровые сочинения Софии Губайдулиной в отечественных и зарубежных исследованиях
// Человек и культура. – 2019. – № 6.
– С. 206 - 215.
DOI: 10.25136/2409-8744.2019.6.28163
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_28163.html
Читать статью
Аннотация: Творчество Софии Губайдулиной принадлежит к лучшим страницам антологии современной музыки. Несмотря на возрастающий исследовательский интерес к ее сочинениям, трудов, посвященных хоровым композициям Губайдулиной, существует немного, они представлены в различных источниках и до сих пор не подвергались комплексному изучению. Целью предпринятого в настоящей статье аналитического обзора стало выявление спектра музыковедческих подходов к изучению хоровой музыки композитора, которые, при существующих различиях, способствовали созданию целостной исследовательской картины этого пласта творчества Губайдулиной. Достижение поставленной цели потребовало применения автором компаративного метода научного исследования, а также использования системного анализа. Результатами обзора исследований хоровой музыки Губайдулиной, производимого по жанровому принципу, явились, во-первых, разделение вопросов, поднимаемых искусствоведами, на два блока – теоретический и практический; во-вторых, обнаружение эволюции роли хора в зависимости от масштаба сочинения. Выводом статьи стало заключение о перспективности изучения хоровых произведений Софии Губайдулиной в силу специфики хоровой фактуры, требующей пристального теоретического внимания и порождающей целый комплекс хормейстерских и исполнительских задач.
Abstract: The works of Sofia Gubaidulina comprise the best pages of the anthology of modern music. Despite the growing scientific interest towards oeuvres of S. Gubaidulina, not many studies are dedicated to her choral compositions. The goal of this analytical review became the determination of the range of musicological approaches to studying the composer’s choral music, which regardless of the existing discrepancies, contributed to the creation of holistic research image of this vector of Gubaidulina’s works. The results of research, conducted in accordance with genre principle, lead to demarcation of the questions raised by art historians into two blocks – theoretical and practical, as well as detection of evolution of the role of choir depending on the scale of composition. The author concludes on the prospects of studying the choral compositions of Sofia Gubaidulina due to the specificity of choral texture that requires meticulous theoretical attention and generates an entire complex of choirmastering and performative objectives.