Хавронич А.А. —
Архаизмы в ранненовоанглийской пьесе Д. Линдсея «Сатира Трех Сословий»: проблема идентификации и стилистической оценки
// Litera. – 2020. – № 9.
– С. 11 - 19.
DOI: 10.25136/2409-8698.2020.9.33435
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_33435.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования являются метод идентификации и проблема стилистической интерпретации архаичной лексики в художественных текстах начала ранненовоанглийского периода и конкретно в пьесе Д. Линдсея «Сатира Трех Сословий». В статье обсуждается потенциал привлечения данных диахронического корпуса и корпусных словарей для обнаружения архаичных элементов в художественных произведениях XVI в. На основе комментариев авторитетных филологов ранненовоанглийского периода и современных исследований рассматриваются тенденции актуального восприятия введения архаизмов в литературный текст авторами этого времени. В статье предлагается алгоритм идентификации устаревших единиц в художественном материале, созданном на шотландском (с учетом архаизирующего характера данного диалекта), базирующийся на сопоставлении приблизительных показателей частотности воспроизведения элемента в ранненовоанглийской и шотландской секциях Хельсинкского корпуса, а также данных корпусных словарей среднеанглийского и шотландского. Для стилистической оценки архаизмов в пьесе Линдсея задействуется метод лингвостилистического анализа, при котором языковой элемент рассматривается с точки зрения контекстуальных условий. Научная новизна работы обусловлена тем, что для решения проблемы анализа архаизмов в тексте ранненовоанглийского периода разрабатывается алгоритм, позволяющий уточнить, являлась ли единица устаревшей в конкретный момент развития английского. Установлено, что преобладающая пропорция слов в пьесе Линдсея не была архаичной в рамках шотландского диалекта и лишь несколько задействованных единиц уже являлись устаревшими на момент создания текста в стандартном ранненовоанглийском. Обнаруженные в пьесе архаизмы функционируют во фрагментах высокого стиля, что позволяет констатировать, что Линдсей относился к авторам, для которых архаизмы являлись частью возвышенной лексики. Практическую ценность работы определяет возможность применять предложенный алгоритм обнаружения архаизмов для стилистического анализа любого ранненовоанглийского художественного текста, а также осуществлять стилистическую оценку архаизмов с точки зрения выявленных тенденций их восприятия авторами XVI в.
Abstract: The subject of the research is the method of identification and the problem of stylistic interpretation of archaic vocabulary in literary texts of the early New England period and specifically in the play by D. Lindsay "Satire of the Three Estates". The article discusses the potential of using the data of the diachronic corpus and corpus dictionaries to detect archaic elements in the works of art of the XVI century. Based on the comments of authoritative philologists of the Early New England period and modern research, the trends of the actual perception of the introduction of archaisms into the literary text by the authors of this time are considered. The article proposes an algorithm for identifying obsolete units in artistic material created in Scottish (taking into account the archaic nature of this dialect), based on a comparison of approximate indicators of the frequency of reproduction of an element in the Early New English and Scottish sections of the Helsinki Corpus, as well as data from corpus dictionaries of Middle English and Scottish. For the stylistic evaluation of archaisms in Lindsay's play, the method of linguistic-stylistic analysis is used, in which the linguistic element is considered from the point of view of contextual conditions. The scientific novelty of the work is due to the fact that in order to solve the problem of analyzing archaisms in the text of the Early New English period, an algorithm is being developed to clarify whether the unit was obsolete at a particular moment in the development of English. It was found that the predominant proportion of words in Lindsay's play was not archaic within the Scottish dialect and only a few of the units involved were already obsolete at the time of the creation of the text in standard Early English. The archaisms found in the play function in fragments of high style, which allows us to state that Lindsay belonged to the authors for whom archaisms were part of the sublime vocabulary. The practical value of the work is determined by the ability to apply the proposed algorithm for detecting archaisms for the stylistic analysis of any Early New English literary text, as well as to carry out a stylistic assessment of archaisms from the point of view of the identified trends in their perception by the authors of the XVI century.
Хавронич А.А. —
К вопросу о методологии стилистической стратификации при анализе ранненовоанглийского драматического произведения (на примере пьесы Дж. Скелтона «Величие»)
// Litera. – 2020. – № 5.
– С. 1 - 13.
DOI: 10.25136/2409-8698.2020.5.32833
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_32833.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования являются методы дифференциации нейтральных единиц и элементов с ингерентной коннотацией стилистического плана, которые можно применять при стилистическом анализе художественных текстов ранненовоанглийского периода. Автор фокусируется на особенностях общеязыковых процессов, актуальных для первой половины XVI в., и социолингвистической обусловленности становления литературного канона. Рассматривается специфика восприятия возвышенного стиля и сниженного стиля как системы отклонений от формирующейся нормы. Выделяются основополагающие критерии идентификации стилистически маркированных единиц, а также категории языковых единиц, релевантных для стилистического анализа, некоторые общие признаки, указывающие на потенциальную маркированность слова. В работе демонстрируется алгоритм интеграции данных диахронических корпусов на семантическом и метасемиотическом этапах трехуровневого стилистического анализа художественного текста ранненовоанглийского периода. Также показана продуктивность применения данных диахронической прагматики при дифференциации нейтральных и сниженных единиц. Научная новизна работы заключается в попытке разработать алгоритм, позволяющий верифицировать или уточнить стилистический статус языковых элементов в ретроспективе, применяя к интерпретации лексических единиц пьесы ранненовоанглийского периода данные диахронической корпусной лингвистики и прагматики. Автор обращается к актуальным трактатам XVI в., посвященным проблеме стиля, и соответствующим исследованиям, систематизируя данные для уточнения критериев стилистической стратификации. Эти критерии, а также описанные принципы применения данных диахронической корпусной лингвистики и прагматики могут использоваться исследователями в рамках любого типа стилистического анализа художественных текстов не только ранненовоанглийского, но и среднеанглийского периода.
Abstract: The subject of this research is the methods of differentiation of neutral units and elements of inherent connotation of stylistic plan, which can be applied in stylistic analysis of literary texts of the Early Modern English period. Attention is focused on the peculiarities of general linguistic processes relevant for the early XVI century, as well as sociolinguistic conditionality of establishment of a literary canon. The author examines the specificity of perception of aureate style and unpoetic style as a system of deviations from the forming norm. The article determines the fundamental criteria of identification of stylistically marked units, as well as category of linguistic units revenant for the stylistic analysis, certain common attributes indicating a potential markedness of the word. The work demonstrates an integration algorithm of the data of diachronic corpora at the semantic and metasemiotic stages of the three-level stylistic analysis of a literary text of the Early Modern English period. The scientific novelty lies in the attempt to develop an algorithm that allows verifying or clarifying the stylistic status of linguistic elements in retrospective by applying to interpretation of lexical units of a play of the Early Modern English period the data of corpus-based linguistics and pragmatics. The author refers to the relevant treatises of the XVI century dedicated to the problem of style and corresponding research, systematizing the data for specification of criteria for stylistic stratification.