Ковальчук Л.И. —
Алтарь и алтарное пространство в структуре францисканских церквей в Умбрии
// Культура и искусство. – 2019. – № 12.
– С. 88 - 99.
DOI: 10.7256/2454-0625.2019.12.31743
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_31743.html
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена особенностям организации алтарного пространства во францисканских церквях Умбрии c XIII по XVI вв. В статье подчеркивается типологическая и литургическая зависимость изначальной планировки церкви Сан Франческо в Ассизи от структуры апсид папских базилик в Риме (прежде всего Сан Пьетро и Сан Джованни ин Латерано). В свою очередь планировка главной базилики францисканцев повлияла практически на все церкви ордена в Умбрии (в Перудже, Читта ди Кастелло, Тоди, Борго Сансеполькро и др.). Хор в этих церквях располагался в заалтарном пространстве апсиды. Автор показывает, что опосредованно эта схема зависела от расположения трона папы вдоль дуги апсиды (в Сан Пьетро в Риме и в Сан Франческо в Ассизи). Сохранившиеся оригинальные алтари XIII–XIV вв. в церквях францисканцев позволяют поставить эти памятники в один стилистически-типологический ряд и выделить в отдельную категорию алтарей mensae: широкий каменный престол, окруженный стрельчатой аркадой. Анализ алтарного декора позволяет сделать определенные выводы о близости францисканских алтарей к раннехристианским саркофагам типа a colonne, подробно рассматривается казус использования саркофага в качестве гробницы блаженного Эгидия в церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже. Показывается, что структура алтарного пространства и наличие монументальной алтарной преграды tramezzo во многом определили отсутствие в церквях францисканцев формы надалтарного кивория.
Abstract: This article is dedicated to the peculiarities of arrangement of altar space in the Franciscan Churches of Umbria during the XIII-XVI centuries. The authors underline the typological and liturgical dependence of the initial layout of Basilica of Saint Francis of Assisi on the structure of apsidal-papal basilicas in Rome (namely St. Peter’s Basilica and Basilica of St John Lateran). The design of the Franciscans’ main basilica affected virtually all churches of the order in Umbria (Perugia, Città di Castello, Todi, Borgo Santo Sepolcro, and other). The choir in these churches was situated in the chancel space of the apse. It is demonstrated that this pattern hinged upon the location of the Pope’s throne along the arc of apse (in St. Peter’s Basilica and Basilica of Saint Francis of Assisi). The preserved original altars of the XIII-XIV centuries in Franciscan churches allow positioning these sites into a single stylistic-typological row, and place into a separate category the mensae altars: wide stone throne surrounded by the ogival arch. The analysis of altar décor allows concluding on the similarity of Franciscan altars with the early-Christian sarcophagi of a colonne type. The authors examine the case of using sarcophagi as a tomb of Saint Giles in the Church of San Francesco al Prato, Perugia. It is highlighted that the structure of altar space and presence of monumental chancel screen tramezzo defined the absence of altar ciborium in the Franciscan churches.