Горелов О.С. —
Сюрреалистическая концептосфера как система: понятийный и функциональный анализ
// Филология: научные исследования. – 2020. – № 11.
– С. 65 - 77.
DOI: 10.7256/2454-0749.2020.11.33131
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_33131.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования является концептосфера сюрреализма как литературного направления. Предметом исследования является специфическая сюрреалистическая система (сюрсистема) понятий и установок, реализующаяся в художественных текстах. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как понятийный набор и логика взаимодействия концептов сюрреалистической теории, возможности сюрсистемного анализа текста, особенности корреляции между сюрсистемой, текстом и сюрреалистическим кодом как регулятивным структурным образованием, определяющим самые общие принципы и правила функционирования сюрсистемы. Особое внимание уделяется одному из типов понятий сюрсистемы — инципитам, к которым относятся те категории, которые запускают механизм сращивания противоречий, то есть «инициируют» реализацию сюрреалистического; такие категории, как Желание, Грёза, Воображение, Свобода, Утопия, Бессознательное. Основным выводом проведенного исследования является признание возможности описания сюрреалистической концептосферы как реляционной системы, включающей в себя функциональное взаимодействие трех типов понятий (инципиты, маршрутизаторы и узлы) с помощью четвертого типа понятий (медиаторы). Действие подобной топологической сети заключается в актуализации основных принципов сюрреалистического кода и реализации их в конкретных художественных текстах. Новизна исследования заключается в том, что совокупность концептов сюрреалистической теории и эссеистики анализируется как открытая, но регламентированная система, с помощью которой возможен стилевой анализ текстов, содержащих сюрреалистические элементы; исследовательские интуиции подкрепляются понятийным и функциональным анализом.
Abstract: The object of this research is the conceptual framework of surrealism as a literary trend. The subject of this research is the specific surrealistic system of concepts and paradigms implemented in literary texts. The author examines such aspects of the topic, as notional tools and the logic of interaction between the concepts of surrealistic theory, possibility for surrealistic system text analysis, specificities of correlation between surrealistic system, text, and surrealistic code as the regulatory structural formation that defines the general principles and rules of functionality of surrealistic system. Special attention is given to one of the types of notions of surrealistic system — incipits, which include such categories that launch the mechanism of inosculating the contradictions, i.e. “initiate” the realization of surrealistic; such categories Desire, Dream, Imagination, Freedom, Utopia, and Unconscious. The main conclusion of conducted research consists in recognition of possibility for description of surrealistic conceptual framework as a relational system, which includes functional interaction of the three types of notions (incipits, routers, and nodes) using the fourth type of notions (mediators). Functionality of similar typological network consists in actualization of the key principles of surrealistic code and their implementation in particular literary texts. The novelty lies in the fact that the combination of concepts of surrealistic theory and feature writing is analyzed as an open, non-regulatory system, which allows carrying out stylistic analysis of the texts that contain surrealistic elements. The research intuitions are corroborated by notional and functional analysis.