Мироненко М.С. —
Последнее десятилетие истории Чудова монастыря: от Октябрьской революции до сноса
// Исторический журнал: научные исследования. – 2022. – № 3.
– С. 71 - 82.
DOI: 10.7256/2454-0609.2022.3.38221
URL: https://e-notabene.ru/hsmag/article_38221.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассмотрен последний этап существования Чудова монастыря Московского Кремля в его последние десятилетия. Этот период один из самых малоизученных в истории обители, а между тем, именно в это время разворачивается драма, участниками которой оказались монахи, музейные работники и новые обитатели Кремля – партийные и государственные деятели. На примере обители мы видим, как новое правительство формирует позицию в отношении ценных памятников. Примечательно, что насельники монастыря до последнего верили, что у них получится найти компромиссное решение и оставить хотя бы несколько монахов для охраны обители и совершения богослужений, но, к сожалению, планы нового правительства были совсем другими. Параллельно с процессом выселения монахов, идет борьба за сохранение комплекса уже исключительно как выдающегося памятника архитектуры и культуры, где главную роль играет отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины, в те годы его возглавлял сначала И. Гробарь, а чуть позже его сменила Н. Седова-Троцкая, что привело к усилению отдела и позволило сделать очень многое для сохранения памятников. В работе вводятся новые источники, в которых подробно описывается сюжет взаимоотношения монастыря и новой власти, тщательность подготовки к реставрации монастыря и подвиг, который совершили ученые, чтобы спасти памятник от дальнейшего разрушения в результате артобстрела. Но все усилия ученых по проведенной реставрации оказались тщетными, в большой спешке, в ночь с 16 на 17 декабря 1929 г., собор Чуда архистратига Михаила был взорван. Реставраторы не успели закончить работы по обмерам, фотофиксации, и даже спасти уже снятые со стен фрески, которым были подготовлены для музеефикации.
Abstract: The article examines the last stage of the existence of the Chudov Monastery of the Moscow Kremlin in its last decades. This period is one of the least studied in the history of the monastery, and yet, it is at this time that both the personal dramas of the inhabitants of the monastery before the closure of the monastery and the procedure for transferring valuables to the Armory that began immediately are exposed. Using the example of the monastery, we see how the new government forms a position regarding valuable monuments. It is noteworthy that the inhabitants of the monastery believed to the last that they would be able to find a compromise solution and leave at least a few monks to guard the monastery and perform divine services, but, unfortunately, the plans of the new government were completely different. In parallel with the process of evicting the monks, there is a struggle for the preservation of the complex exclusively as a monument of architecture and culture, where the main role is played by the Department for Museums and the protection of monuments of Art and antiquity, in those years it was headed first by I. Grobar, and a little later it was replaced by N.Sedova-Trotskaya, which led to the strengthening of the department - this allowed us to do a lot for the preservation of monuments. The work introduces new sources that describe in detail the plot of the relationship between the monastery and the new government, the scrupulousness of preparing for the restoration of the monastery and the feat that scientists performed to save the monument from further destruction as a result of shelling. But all the efforts of scientists for the restoration were in vain, in a great hurry, on the night of December 16-17, 1929, the Cathedral of the Miracle of Archangel Michael was blown up. The restorers did not have time to finish the work on measurements, photo fixation, and even save the frescoes already removed from the walls, which were prepared for museumification.
Мироненко М.С., Чертополохов В.А., Белоусова М.Д. —
Технологии виртуальной реальности и решение задачи разработки универсального интерфейса для исторических 3D-реконструкций.
// Историческая информатика. – 2020. – № 4.
– С. 192 - 205.
DOI: 10.7256/2585-7797.2020.4.34671
URL: https://e-notabene.ru/istinf/article_34671.html
Читать статью
Аннотация: В статье обобщаются результаты двухлетнего исследования вопросов применения технологий виртуальной и дополненной реальности, используемых в проекте виртуальной реконструкции исторического ландшафта Белого города Москвы XVI-XVIII веков. Приводится описание математических методов, программного и аппаратного обеспечения, которое позволяет широкому кругу пользователей получать доступ к исторической реконструкции исторических городских ландшафтов. Важной особенностью реконструкции стало совершенствование работы модуля верификации построенных трехмерных моделей ландшафта, строений и окружающей сцены на основе использованных исторических источников. Приводятся основные принципы, на которых строится модуль верификации и его виртуальный интерфейс. Рассматриваются некоторые оптимальные задачи, решаемые для построения интерфейса. Используется гибридная система отслеживания движений, как комбинация оптических и инерциальных данных. Архивные источники, использованные в процессе реконструкции, представлены в виртуальной среде при помощи трёхмерного графического пользовательского интерфейса для виртуальной реальности. Отображаемая информация генерируется из базы данных исторических источников, включающей в себя информацию о городской застройке, отдельных строениях Белого города, их частях, местоположении, назначении, владельцах и дате строительства. В базе содержатся как текстовые, так и графические исторические источники. Полученные результаты включают также новые алгоритмы и программно-аппаратные комплексы и результаты проведенного эксперимента.
Abstract: The article summarizes the results of a two-year study of the issues related to the virtual reality and augmented reality technologies use to virtually reconstruct Moscow Bely Gorod in the 16th-18th centuries. The authors describe mathematical methods, software and hardware which grant access to the historical reconstruction of historical urban landscapes. An important feature of the reconstruction is the source verification module which was used to construct three-dimensional models of the landscape, buildings and the general scenery. The article names the basic principles which the verification module and its interface are based on and considers some optimum problems solved when constructing the interface. The project uses a hybrid motion tracking system as a combination of optical and inertial data. The archival sources used in the reconstruction process are presented in the virtual environment by means of a 3D graphical user interface for the virtual reality. The information displayed is generated from the database of historical sources which includes information about the urban development and individual buildings of Bely Gorod, their parts, location, purpose, owners and construction date. The database contains both text and graphic historical sources. The results obtained also include new algorithms, software and hardware systems as well as the experiment results.
Бородкин Л.И., Мироненко М.С., Чертополохов В.А., Белоусова М.Д., Хлопиков В.В. —
Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) в задачах реконструкции исторической городской застройки (на примере московского Страстного монастыря)
// Историческая информатика. – 2018. – № 3.
– С. 76 - 88.
DOI: 10.7256/2585-7797.2018.3.27549
URL: https://e-notabene.ru/istinf/article_27549.html
Читать статью
Аннотация: Предлагается новый подход к созданию виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия, основанный на передовых технологиях 3D моделирования, применительно к задачам исторической урбанистики. Важным критерием для выбора утраченных объектов культурного наследия (в данном исследовании - монастырского комплекса) в задачах виртуальной реконструкции является, наряду с их социокультурным значением и архитектурными достоинствами, степень сохранности источниковой базы. В центре внимания статьи – вопросы использования технологий виртуальной и дополненной реальности в задачах исторической реконструкции. В качестве дополнительной возможности «погрузиться» в историческое прошлое предлагается создание исторических панорам для использования их в планшете или смартфоне. Рассматривается также технология, связанная с использованием VR шлемов. Моделирование, цифровая лепка, фотограмметрия исторических памятников, технологии послойной проекции составляют важную часть методов, применяемых в данной работе. В статье впервые в отечественной историографии рассматривается опыт использования технологий виртуальной и дополненной реальности в задачах реконструкции утраченных объектов исторической городской застройки (на примере Страстного монастыря). Проводится апробация программного модуля валидации/верификации результатов построенной виртуальной реконструкции, углубления возможностей репрезентации и визуализации этих результатов. С помощью авторской технологии происходит симуляция дополненной реальности внутри виртуальной, тем самым мы снимаем возможные ограничения AR.
Abstract: The article puts forward a new approach to the development of virtual reconstruction of historical and cultural heritage objects that is based on the advanced 3D modeling technologies and addresses the issues of historical urban science. Along with sociocultural significance and architectural importance of the lost cultural heritage objects (convent complex in this case) for virtual reconstruction tasks, an important criterion for their selection is the preservation rate of the source base. The article focuses on the use of virtual and augmented reality technologies in historical reconstruction tasks. As an additional opportunity to “plunge” into the historical past, the authors propose the creation of historical panoramas to use them in pads or smartphones. The article also studies the technology associated with the use of VR HMD. 3D modeling, digital sculpting, photogrammetry of monuments, layer projection technologies form an important part of methods used in this work. The article is the first in Russian historiography to address the practical use of virtual and augmented reality technologies to reconstruct the lost objects of the historical building system (by the example of Strastnoy Convent). The authors test the software module that validates / verifies the results of virtual reconstruction as well as enhances representation and visualization opportunities of these results. The authors simulate the augmented reality within the virtual reality and thus overcome limitations of AR.