Акамов А.Т., Гашарова А.Р. —
Образ Кази-Муллы в поэмах А. И. Полежаева (К 225-летию со дня рождения имама Гази-Мухаммада)
// Litera. – 2021. – № 11.
– С. 130 - 140.
DOI: 10.25136/2409-8698.2021.11.34417
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_34417.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования являются поэмы («Эрпели» и «Чир-Юрт») А. И. Полежаева. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как особенности художественного воплощения и авторской интерпретации образа мусульманского ученого и богослова, первого имама Дагестана и Чечни, предводителя кавказских горцев – имама Гази-Мухаммада (Кази-Мулла) в поэмах А. И. Полежаева. Актуальность исследуемого вопроса вызвана необычайным интересом и неутихающими спорами вокруг темы Кавказской войны и ее предводителей. Отмечается, что в работах А. И. Полежаева можно проследить эволюцию взглядов по отношению к освободительному движению горцев во главе с Гази-Мухаммадом. При попытке выявления авторских обобщений и художественного вымысла в поэмах, нами раскрывается, что поэт воспринимает «деятельность» имама как выражение религиозного фанатизма. Наряду с этим, в поэмах А. И. Полежаева представлен идеализированный образ Кази-Муллы в гиперболизированной форме, поэт объективно изображает и указывает на его положительные качества. Новизна исследования заключается в том, что рассмотрение образа имама Гази-Мухаммада через художественные произведения способствует осознанию героической концепции реального лица в литературе и глубокому осмыслению проблемы историзма в целом. В основе статьи применяется контрастивный метод, где имеет место сравнительно-сопоставительный анализ (субъективно-личностные авторские рефлексии и проявления соотнесены с рядом исторических фактов).
Abstract: The object of this research is the poems (“Erpeli” and “Chir-Yurt”) by A. I. Polezhaev. The authors explore the peculiarities of artistic presentation and interpretation of the image of the Muslim scholar and theologian, first imam of Dagestan and Chechnya, leader of the Caucasian highlanders – Imam Ghazi-Muhammad (Qazi-Mullah) in the poetry of A. I. Polezhaev. The relevance of this publication is caused by heightened interest and enormous controversy around the topic of the Caucasian War and its leading figures. It is noted the evolution of views on the liberation movement of highlanders headed by Ghazi-Muhammad can be traced on the works of A. I. Polezhaev. The article reveals Polezhaev’s perception of the activity of the imam as the manifestation of religious fanaticism. Herewith, A. I. Polezhaev describes the idealized image of Qazi Mullah in a hyperbolized form, objectively depicting his positive qualities. The novelty of this research lies in the fact that the analysis of the image of Imam Ghazi-Muhammad through literary works contributes to comprehension of the heroic concept of a real person in literature and profound understanding of the problem of historicism overall. The article leans on the contrastive method, which involves comparative analysis (subjective personal reflections and manifestations of the author are correlated with the historical facts).
Гашарова А.Р. —
Своеобразие синтаксических конструкций лезгинских народных загадок
// Филология: научные исследования. – 2021. – № 6.
– С. 70 - 76.
DOI: 10.7256/2454-0749.2021.6.34296
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_34296.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является своеобразие синтаксических конструкций лезгинских народных загадок. Объектом исследования является афористический жанр лезгинского фольклора – загадки. Наряду с остальными жанрами фольклора, народные загадки занимают видное место в устно-поэтическом творчестве лезгин, с присущей им распространенностью повествования. Актуальность выбранной темы определяется тем, что нет специальной работы, посвященной разностороннему анализу этого жанра лезгинского фольклора. Исследование представляется весьма показательным в плане рассмотрения особенностей синтаксических конструкций народных загадок лезгин. Проведенный краткий синтаксический анализ открывает возможности дальнейшего рассмотрения вопроса, потому что лингвистический аспект исследования народных загадок до сих пор остается вовсе не изученным. Научная новизна работы состоит в том, что лезгинские народные загадки, которые являются одним из древних жанров, требуют углубленного изучения. Основными выводами проведенного исследования являются то, что в лезгинских народных загадках для достижения лаконичности и краткости изложения мысли, изображении загадываемого предмета или явления, широкое применение получили односоставные синтаксические конструкции. По цели высказывания в них чаще всего используются вопросительные или повествовательные предложения. Встречаются загадки и со сложной синтаксической структурой. Основные положения данного исследования могут быть использованы в практической работе как фольклористов, так и лингвистов.
Abstract: The subject of this research is the peculiarity of syntactic constructions of Lezgain folk riddles. The object of this research is the aphoristic genre of Lezgian folklore – the riddles. Along with other folklore genres, riddles hold a remarkable place in the folklore poetics Lezgins, featuring prevalence of storytelling. The relevance the selected topic lies in the absence of specific research dedicated to comprehensive analysis of this genre of Lezgian folklore. The article illustrates the syntactic constructions of folk riddles of Lezgins. The conducted brief syntactic analysis is valuable for further research of this topic, since the linguistic aspect of studying folk riddles is yet to be explored. The scientific novelty is defined by the fact that Lezgian folk riddles, which are one of the ancient genres, require in-depth study. The conclusion is made that Lezgian folk riddles use mononuclear syntactic constructions to achieve concision in describing a propounded object or phenomenon. The interrogative or narrative sentences are commonly used. There are also riddles with compound syntactic structure. The acquired results can be used in the practical work of folklorists and linguists.
Гашарова А.Р. —
Дагестанские фольклорные мотивы в творчестве А.А. Бестужева-Марлинского
// Litera. – 2019. – № 6.
– С. 185 - 196.
DOI: 10.25136/2409-8698.2019.6.28555
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_28555.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования являются прозаические произведения А.А. Бестужева-Марлинского, связанные с дагестанским фольклором и этнографией. На примере творчества писателя автором предпринята попытка показать своеобразное отражение и трансформирование дагестанского фольклора в русской литературе. Сила и оригинальность таланта Марлинского заключается в том, что он, используя различные средства художественного изображения, в том числе и фольклорные, трансформирует их в своем духе и стиле. В его произведениях мы видим пример того, как самобытное народное творчество при его творческом восприятии обогащает всяческий писательский талант. Использованием описательного, сравнительно-сопоставительного, герменевтического методов анализа охарактеризованы те моменты в прозе Марлинского, которые сопряжены с дагестанскими фольклорными мотивами, и даже определенными памятниками народного творчества. Это позволило раскрыть смысловую и выразительно-изобразительную функцию фольклорности и этнографизма в повестях писателя. Таким образом, «дагестанские» произведения Марлинского – живой пример взаимообогащения через взаимодействие русской литературы и устного народного творчества народов Дагестана еще в первой половине XIX века.
Интерес писателя к дагестанскому фольклору и этнографии способствовал глубокому проникновению в историю северокавказских народов, их мировоззрение, раскрытию внутреннего мира горцев и выражению особенностей нравов этих народов, мало знакомых русскому читателю. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе дагестанских повестей Марлинского, что способствовало выявлению в них специфических особенностей выражения фольклорных истоков и принцип их авторской интерпретации.
Abstract: The subject of this research is the prose works of A. A. Beztuzhev-Marlinsky related to Dagestan folklore and ethnography. The author attempts to demonstrate the reflection and transformation of Dagestan folklore in the Russian literature using the writer’s work as an example. The power and distinctness of Marlinsky’s talent consists in application of various means of artistic representation, including folklore, and translates hem in his manner and style. Using the descriptive, comparative and hermeneutic methods of analysis the author characterizes the moments in Marlynsky’s prose associated with the Dagestan folklore motifs and even some artifacts of folk art. This allowed revealing the semantic and expressive-visual function of folklore and ethnography in prose works of the writer. The “Dagestan” compositions of Marlinsky serve as a vivid example of cross-pollination through interaction between Russian literature and Dagestan folklore back in the early XIX century. The writer’s interest to Dagestan folklore and ethnography contributed to delving into the history of North-Caucasian peoples, peculiarities of their worldview and customs unfamiliar to the Russian readers. The scientific novelty consists in comprehensive analysis of Marlinsky’s Dagestan novels, which contributed to determination of specificities of expressing folklore origins and the principles of authorial interpretation.