Володина А.В. —
Динамика ностальгических образов: случай Павла Леонова
// Культура и искусство. – 2024. – № 11.
– С. 37 - 46.
DOI: 10.7256/2454-0625.2024.11.72089
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_72089.html
Читать статью
Аннотация: Статья рассматривает творчество советского художника Павла Леонова, который является одним из наиболее известных представителей наивного искусства XX века, в контексте ностальгического восприятия его работ современной публикой. Ностальгическое прочтение работ Леонова связано не только с их сюжетами и тематикой (идеализированной, утопической советской образностью), но и с самим художественным методом автора, основанным на идее изобретения и конструирования. Этот «конструктивистский» подход Леонова соотносится с широко распространенными в советской культуре практиками «сделай сам» (DIY), которые сегодня также являются частью ностальгической образности. Обращаясь к более поздним художественным практикам, можно сделать вывод, что подобный ностальгический эффект, имеющий схожую динамику и принцип, характерен и для ряда других художественных проектов в современном отечественном искусстве. Для исследования творческого наследия художника предлагается рассматривать наивное искусство, к которому принято относить его произведения, как дискурсивный феномен, а не как художественный стиль или направление, и обращаться к изучению отдельных художественных явлений не через выявление их «наивности», а сфокусировавшись на конкретной художественной стратегии как проявлении историко-культурного контекста. Показано, что подобный теоретический подход к отдельным художественным явлениям продуктивен и оправдан, поскольку разнообразие стилистических особенностей работ наивных художников затрудняет выделение наивного искусства как единого стилистического явления. В то же время история формирования дискурса «наивного» в искусстве и культуре, прослеживаемая начиная с эстетики романтизма, позволяет с уверенностью указать на идейную и ценностную нагруженность и сконструированность этого дискурса в советском и постсоветском искусствоведении, наследующего романтическим представлениям о наивности как простоте и естественности. Сегодня, однако, конструкт «наивного» всегда оказывается опосредованным институциональной реальностью мира современного искусства, что делает явными концептуальные ограничения этого понятия как искусствоведческого инструментария. Научная новизна исследования заключается отступлении от этой концептуальной рамки и в выявлении «конструирования» как важного принципа художественной стратегии Павла Леонова и как движущей силы ностальгического эффекта его работ, отмечаемого современными зрителями.
Abstract: The article examines the work of the Soviet artist Pavel Leonov, one of the most famous naive artists of the 20th century, in the context of the nostalgic perception of his works by today’s audience. The nostalgic perception of Leonov's works is associated not only with the plots and themes (i.e. idealized, utopian Soviet reality), but also with the author's artistic method itself, based on the idea of invention and construction. This "constructivist" approach of Leonov correlates with the widespread DIY practices in Soviet culture, which today are also part of nostalgic imagery. A similar nostalgic effect characterizes a number of other artistic projects in contemporary Russian art. In order to study Leonov’s artworks, it is proposed to consider naive art, to which they are usually attributed, as a discursive phenomenon, rather than as an artistic style or movement, and to study individual artistic phenomena not through the identification of their "naivety", but by focusing on a specific artistic strategy as a manifestation of the historical and cultural context. Such an approach is effective, since the diversity of stylistic features of the works of various naive artists makes it difficult to single out naive art as a proper stylistic phenomenon. The formation of the discourse of the "naive" in art and culture has a long history traced back to the aesthetics of Romanticism, which allows us to confidently point out the ideological and axiological nature of this discourse in Soviet and post-Soviet art criticism, and how it was constructed, inheriting romantic ideas about naivety as simplicity and naturalness. The scientific novelty of the study lies in identification of "construction" as an important principle of Pavel Leonov’s artistic strategy and as the driving force behind the nostalgic effect of his works, noted by contemporary viewers.
Володина А.В. —
Эстетика Жиля Делёза: к имманентистской философии искусства
// Философия и культура. – 2018. – № 3.
– С. 49 - 63.
DOI: 10.7256/2454-0757.2018.3.24571
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_24571.html
Читать статью
Аннотация: В данной статье предпринята попытка комплексного осмысления понятий и методов эстетической теории Ж. Делёза, представленных в таких работах, как "Фрэнсис Бэкон. Логика ощущения", "Что такое философия?", "Кино" и ряде других. Предметом рассмотрения являются концептуальные основания эстетики Делёза, ранее недостаточно освещённые в исследовательской литературе. Делезианская философия трансцендентального эмпиризма предлагает оригинальный теоретический подход к исследованию искусства, эстетического опыта и ощущения, и автор статьи развёрнуто излагает его перспективность и новаторство. Согласно этому подходу искусство не рассматривается в свете его особого онтологического или аксиологического статуса; напротив, центральным становится исследование его функции - как производства особого режима пространства, места появления смысла. Своеобразие делезианской эстетики раскрывается через понятие ощущения, которое выступает основой критики концепции произведения и традиционной субъект-объектной схемы в применении к искусству. Ощущение трактуется как сложный составной конструкт, включающий в себя как пространство эстетического, так и внехудожественную материальность и специфический тип воспринимающей субъективности. Это позволяет расширить и переосмыслить понятие эстетического восприятия, а также разработать новые продуктивные методы рассуждения о нефигуративном и современном искусстве.
Abstract: This article makes an attempt to comprehensively understand the notions and methods of the aesthetic theory of Gilles Deleuze presented in the works “Francis Bacon: The Logic of Sensation”, “What is Philosophy?”, “Cinema”, and others. The subject of this research is the conceptual foundations of Deleuze’s aesthetics that previously were not sufficiently covered in the scientific literature. Deleuzian philosophy of transcendental empiricism suggests an original theoretical approach to examination of art, aesthetic experience and sensation; the author of the article recites its prospect and innovativeness. According to this approach, art is not viewed in light of its special ontological or axiological status; on the contrary, the central becomes the study of its function – as production pf a special regime of space, and the place of origination of sense. The distinctness of Deleuzian aesthetics is revealed through the notion of sensation, which manifests as the core of criticism of the concept of the work and the traditional subject-objects scheme in application to art. Sensation is interpreted as a complicated composite construct that includes the space of aesthetical, as well as non-artistic corporeity and specific type of perceptive subjectivity. This allows expanding and reconceptualizing the notion of aesthetic comprehension, as well as develop the new productive methods of discourse on the nonfigurative and contemporary art.
Володина А.В. —
Живопись «арефьевского круга»: делезианский подход к исследованию искусства
// Культура и искусство. – 2017. – № 5.
– С. 94 - 104.
DOI: 10.7256/2454-0625.2017.5.19539
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_19539.html
Читать статью
Аннотация: В данной статье предлагается разработка концептуального аппарата, позволяющего по-новому взглянуть на произведение искусства и процесс его восприятия. Предметом исследования является живопись Александра Арефьева и художников его круга, вместо описательной характеристики которой автор предпринимает попытку использовать данный живописный материал для размышлений о специфике художественного пространства и воспринимающей его субъективности. Особое внимание уделяется анализу таких художественных особенностей, как плоскостность и плотность планов, каковой анализ позволяет расширить философскую интерпретацию понятия поверхности. Автор обращается к концептуальному аппарату Ж. Делёза, используя его трактовку понятия гаптического зрения и других терминов, и с их помощью исследует особый тип видения, показанный нам в живописи "арефьевского круга". Результатом исследования является выявление особой физики, свойственной данному режиму пространства, и концептуализация динамической, нетождественной себе номадической субъективности, рождающейся в процессе ощущения. Таким образом можно утверждать, что искусство не воспроизводит и не изображает известное, а создаёт условия для возникновения онтологически нового в каждом очередном ощущении. В рамках такого подхода искусство рассматривается расширительно, как сфера внесубъектной аффективности, что позволяет выявить механику смыслопорождения и раскрыть потенциал искусства как инструмента философии имманентности.
Abstract: In her research Volodina suggests to develop a conceptual framework that would allow to see artwork and the process of artwork perception in a new light. The subject of the research is paintings by Alexander Arefjev and artists from his circle. Instead of just giving a descriptive characteristic of their paintings, the author tries to use their artwork to think of specific features of the artistic space and subjective perception thereof. Vododina pays special attention to such artistic features as flatness and density of plans which analysis allows to expand the framework of the philosophical definition of 'surface'. The author appeals to the conceptual framework offered by Gilles Deleuze, in particular, she uses his definition of the haptic vision as well as other terms to study a special type of vision demonstrated by the artwork of Ariefjev's circle. The result of the research is the author's description of special physics typical for that kind of space, and conceptualisation of a dynamic, non-identical to itself nomadic subjectivity created in the process of feeling. Thus, it is fair to say that art neither reproduces nor depicts the known but creates conditions for the appearance of something ontologically new in each sensation. Within the framework of this approach, art is viewed extensively as the sphere of extrasubjective affectivity which allows to define mechanics of the meaning-creating process and fulfil the potential of art as an instrument of philosophical immanence.