Карагодина О.А., Литвинова И.Н., Данилова Е.О. —
Памятные объекты Сталинградской битвы: из истории центрального универмага
// Исторический журнал: научные исследования. – 2022. – № 6.
– С. 200 - 208.
DOI: 10.7256/2454-0609.2022.6.38987
URL: https://e-notabene.ru/hsmag/article_38987.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является история Центрального универмага как памятного объекта Сталинградской битвы. Наряду с Мамаевым курганом, ЦУМ нередко называют символом Сталинградской победы. На сегодняшний день здание относится к памятникам истории федерального значения, а также к памятникам архитектуры регионального значения. Центральный универмаг входит в состав ансамбля Площади Павших Борцов - главной площади города. Выбор предмета исследования обусловлен необходимостью исторического анализа архитектурных объектов главной площади для последующего компьютерного моделирования знаковых историко-культурных объектов довоенного и военного Сталинграда на основе применения методологии 3D-реконструкции сооружений. В качестве методологической основы исследования использованы системный и междисциплинарный подходы. Источниковая база представлена периодическими изданиями (газетами, научными журналами), историческими документами и справочными изданиями. За время своей работы Сталинградский центральный универмаг смог зарекомендовать себя в качестве одного из лучших в союзе. Известно, что по своим показателям ЦУМ был в числе передовых и очень быстро смог завоевать статус показательного. В период Сталинградской битвы здание было частично разрушено. В октябре 1942 г. в его подвалах разместился штаб 71-й дивизии вермахта. Позже, в январе 1943 г., подвалы универмага занял штаб 6-й армии и ее командующий генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс, где и был пленен 31 января бойцами 38-й мотострелковой бригады Советской 64-й Армии.
Abstract: The subject of research is the history of the Central Department Store as a memorable object of the Battle of Stalingrad. Today the building belongs to historical monuments of federal significance, as well as to architectural monuments of regional significance. The central department store is part of the ensemble of the Square of the Fallen Wrestlers - the main square of the city. The choice of the subject of research is due to the need for historical analysis of the architectural objects of the main Square for the subsequent computer modeling of iconic historical and cultural objects of the pre-war and military Stalingrad based on the application of the methodology of 3D reconstruction of structures. Systematic and interdisciplinary approaches were used as the methodological basis of the study. The source base is represented by periodicals (newspapers, scientific journals), historical documents and reference publications. During its work, the Stalingrad Central Department Store has established itself as one of the best in the union. It is known that in terms of its indicators, SCDS was among the advanced and was very quickly able to win the status of Indicative. During the Battle of Stalingrad, the building was partially destroyed. In October 1942, the headquarters of the 71st Wehrmacht division was located in its basements. Later, in January 1943, the basements of the department store were occupied by the headquarters of the 6th Army and its commander, Field Marshal Friedrich Paulus, where he was captured on January 31 by soldiers of the 38th motorized rifle brigade of the Soviet 64th Army.
Карагодина О.А. —
Социокультурные функции благотворительности в российском обществе
// Социодинамика. – 2018. – № 10.
– С. 1 - 7.
DOI: 10.25136/2409-7144.2018.10.27539
URL: https://e-notabene.ru/pr/article_27539.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования является социокультурный феномен российской благотворительности, а в качестве предмета выступают общественные функции благотворительной деятельности. Автор статьи рассматривает благотворительность как особую типовую практику общественного взаимодействия, поддерживаемую системой институтов социальной помощи и проявляющуюся в формах гражданских инициатив, направленных на развитие комфортной и гармоничной социальной среды. Благотворительность выполняет ряд функций. В процессе анализа к основным функциям благотворительности были отнесены: социализирующая, аксиологическая, социально-экономическая, коммуникативно-интегративная и компенсаторная. Для оценки функций благотворительности как социокультурной практики применялся структурно-функциональный подход. Кроме того, в работе были использованы методологические принципы единства исторического и логического. По итогам исследования сделан вывод о том, что выполняя важные социокультурные функции, российская благотворительность способствует сохранению и укреплению субъект-субъектных связей. Она вносит вклад в развитие высоких нравственных идеалов и духовных ценностей, позволяет сохранить экзистенциальную связь между Я и Другим, избежать негативных последствий глобализации, унифицирующей национальную идентичность и уникальность.
Abstract: The object of this research is the sociocultural phenomenon of Russian charity, while the subject is the social functions of charity activities. The authors consider charity as a special type of practice of social interaction supported by the system of social aid institutions and manifested in the forms of civic initiatives, aimed at development of the comfortable and harmonious social environment. Charity carries out a number of functions: socializing, axiological, socioeconomic, communicative-integrative, and compensatory. Structural-functional approach was applied for assessing the functions of charity as a sociocultural practice; the article also used the methodological principles of unity of the historical and logical. A conclusion is made that performing the important sociocultural functions, Russian charity conduces the preservation and strengthening of the subject-object relations. It contributes to the development of high moral ideals and spiritual values, allows retaining the existential link between Self and Other, as well as avoiding negative consequences of globalization that unifies the national identity and distinctness.
Карагодина О.А. —
Благотворительная деятельность и развитие институтов гражданского общества в России
// Философская мысль. – 2016. – № 7.
– С. 62 - 68.
DOI: 10.7256/2409-8728.2016.7.19482
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_19482.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования являются факторы и ценностно-смысловые основания двух взаимозависимых социокультурных феноменов – «благотворительной деятельности» и «гражданского общества». Дана оценка теоретических воззрений философов Д. Роулза, П. Бурдье и Ф. Фукуямы, анализирующих связи гражданского общества на основе таких ценностей, как доверие, справедливость, ответственность и социальный капитал. Автор исходит из тезиса, что без них невозможно эффективно осуществлять благотворительную деятельность. В работе оценивается гуманистический потенциал благотворительной деятельности как социального явления в контексте необходимости гармонизации общественной среды и формирования институтов гражданского общества. Методологическая основа исследования представлена аксиологическим подходом, с помощью которого исследуется ценностно-смысловое поле благотворительной деятельности и гражданского общества. В процессе работы были использованы также диалектический и герменевтический методы. По итогам проведенного исследования сделан вывод, что на сегодняшний день социальные практики благотворительной деятельности играют важную роль в становлении и развитии гражданского общества в современной России. Они являются значимым фактором эволюции российского суперэтноса. Участие в благотворительной деятельности способствует социальной мобилизации общества и формирует гражданскую активность субъекта на основе принципов солидарности и социальной справедливости.
Abstract: This article is dedicated to the analysis of the factors and value-semantic bases of the two interdependent sociocultural phenomena – "charity" and "civil society". The author gives evaluation to theoretical views of the philosophers D. Rawls, P. Bourdieu and F. Fukuyama, who analyze the relations of civil society based on such values as trust, justice, responsibility and social capital. The author believes that it is impossible to perform charity effectively without these values. The author assesses the humanistic potential of charity as a social phenomenon in the context of need for harmonization of public environment and formation of the civil society institutions. .The conclusion is made that currently the social charitable practices play an important role in formation and development of civil society in modern Russia. It is a significant factor of evolution of the Russian super-ethnos. Participation in charitable activities encourages the social mobilization of the society, as well as forms civil activity of an actor based on the principles of solidarity and social justice.
Карагодина О.А. —
Милосердие и благотворительность как концепты национальной идеи в России
// Философия и культура. – 2016. – № 6.
– С. 865 - 872.
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.6.18355
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является место и роль милосердия и благотворительности в ценностно-смысловом поле становления национальной идеи в России. В статье предпринята попытка осмысления роли смысложизненных ориентиров общественно значимой деятельности в контексте поиска национальной идеи российского социума. Предполагается, что ее поиск должен осуществляться исходя из гуманистической идеи милосердия и основанной на ней экзистенциальной потребности человека творить благо. Такая идея будет способствовать выработке духовно-нравственных ориентиров, которые являются неотъемлемым компонентом гармонично развивающегося и «здорового» общества. В процессе подготовки статьи использовались такие методы, как сравнительный анализ и восхождение от абстрактного к конкретному. Автором предложены требования (критерии), которым должна соответствовать национальная идея. Сделан вывод о том, что милосердие и благотворительность могут стать концептами российской национальной идеи, отражающими субстанциальные ценности развития российского суперэтноса. Кроме того, это позволит избежать негативных последствий глобализации, которая идет по пути вестернизациии и формирования общества массового потребления, при котором личность отчуждают от ее экзистенциальных интересов и духовных начал. Внедряя в сознание народа паттерны потребительского общества, которые оказывают разлагающее воздействие на ее духовную жизнь, глобализация разрушает со-бытие Я с Другим. Российскому обществу важно отстоять свои ценности и идеалы, иначе оно потеряет свою идентичность, уникальность и растворится в глобальной «культуре» потребления. Российская национальная идея, включающая в себя концепты милосердия и благотворительности, сможет способствовать сохранению ценностей и идеалов нашей страны.
Abstract: The article is devoted to the analysis of the role of life-meaningful orientations of socially significant activity in the context of search of national idea of the Russian society. It is supposed that its search has to be carried out proceeding from humanistic idea of mercy and existential need of the person to create the benefit. The author suggests criteria that must be met for the Russian national idea. The conclusion is that compassion and charity can become the concepts of the Russian national idea. These concepts reflect substantive values of development of the Russian super-ethnos. The national idea which was offered in article will allow to avoid negative consequences of globalization which goes on the way of a Westernization of the public relations and a alienation of the person both from the «I», and from «Another». The Russian national idea including concepts of mercy and charity will be able to promote preservation of values and ideals of our country.