Травин И.А. —
Признаки влияния культуры древних мари на ареал проживания древних саами
// Человек и культура. – 2024. – № 2.
– С. 121 - 132.
DOI: 10.25136/2409-8744.2024.2.70510
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_70510.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является культурное влияние древнемарийского населения на ареал проживания древнесаамского населения. Совпадающие временные рамки проживания этих населений в регионе, дают теоретическую возможность рассматривать влияние их культур друг на друга. Проживание древних саами должно было проходить с развитием формирования культуры, которая вошла в современную саамскую культуру и достаточно интересным видится рассмотрение возможного процесса заимствования элементов культуры. С позиции наличия теории о проникновении культур, ставится задача обосновать возможность присутствия отдельных элементов в культуре древних саами, влиянием культуры древних мари. Необходимо кратко рассмотреть возможные пути передвижения предков современных саами, возможность встречи их с древними мари. Следует рассмотреть как моменты заимствования в декоративно-прикладном искусстве, так и в мифологии и в формировании пантеона богов. Методом проведения работы является научный анализ культурологических данных, позволяющих проследить возможный путь передачи элементов культуры, мифологии и декоративно-прикладного искусства. Новизна научного исследования состоит в получении результатов, позволяющих понять историю возникновения и формирования в культуре древних саами некоторых знаковых элементов, дошедших до настоящего времени посредством культурной преемственности. История культуры саами разбита на три продолжительных этапа. Рассмотрен период возникновения в культуре саами головного убора саамской замужней женщины и его особой формы, и этот период отнесён к времени, предшествующему взаимоотношениям древних мари и древних саами. К периоду культурного обмена и проникновению культур между древними мари и древними саами отнесены формирование в культуре древних саами графического символа для выражения образа северного оленя, формирование мифологического персонажа Человека-оленя, предка, и его имени. Рассмотрено предположение о влиянии религии древних мари, а точнее, поклонение богу Юмо, на религиозную культуру древних саами. Как доказательство проживания древних мари рядом с ареалом проживания древних саами, дан анализ возможного возникновения названия реки Кострома, связанного с божеством священной рощи в культуре мари. Вывод научной работы состоит в комплексном анализе результатов и выработке суждения о возможности влияния культуры древних мари на культуру древних саами.
Abstract: The subject of the study is the cultural influence of the ancient Aryan population on the area of residence of the ancient Sami population. The coinciding time frames of these populations' residence in the region provide a theoretical opportunity to consider the influence of their cultures on each other. The residence of the ancient Sami should have taken place with the development of the formation of culture, which has entered into modern Sami culture, and it is quite interesting to consider the possible process of borrowing cultural elements. From the point of view of the theory of cultural penetration, the task is to substantiate the possibility of the presence of individual elements in the culture of the ancient Sami, the influence of the culture of the ancient Mari. It is necessary to briefly consider the possible ways of movement of the ancestors of modern Sami, the possibility of meeting them with the ancient Mari. It is necessary to consider both the moments of borrowing in decorative and applied art, as well as in mythology and in the formation of the pantheon of gods. The method of carrying out the work is a scientific analysis of cultural data that allows us to trace the possible path of transmission of elements of culture, mythology and decorative and applied art. The novelty of scientific research consists in obtaining results that make it possible to understand the history of the emergence and formation in the culture of the ancient Sami of some iconic elements that have reached the present time through cultural continuity. The history of Sami culture is divided into three long stages. The period of the emergence of the headdress of a Sami married woman and its special form in the Sami culture is considered, and this period is attributed to the time preceding the relationship between the ancient Mari and the ancient Sami. The period of cultural exchange and cultural penetration between the ancient Mari and the ancient Sami includes the formation of a graphic symbol in the culture of the ancient Sami to express the image of a reindeer, the formation of a mythological character of a deer Man, an ancestor, and his name. The assumption of the influence of the religion of the ancient Mari, or rather, the worship of the god Yumo, on the religious culture of the ancient Sami is considered. As proof of the residence of the ancient Mari near the area of residence of the ancient Sami, an analysis is given of the possible origin of the name of the Kostroma River associated with the deity of the sacred grove in the Mari culture. The conclusion of the scientific work consists in a comprehensive analysis of the results and the development of a judgment on the possibility of the influence of the culture of the ancient Mari on the culture of the ancient Sami.
Травин И.А. —
Введение образа северного оленя в бытие и быт древнесаамского населения
// Человек и культура. – 2021. – № 2.
– С. 12 - 21.
DOI: 10.25136/2409-8744.2021.2.35406
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_35406.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является процесс введения образа северного оленя в бытие и быт древнесаамского населения. С позиции культурной преемственности ставится научная задача поиска культурологических подтверждений проживания древнесаамского народа (носителей южного генетического компонента саамского языка).
Методом проведения работы является фиксирование элементов декора, проведение их непосредственного сравнения применительно к культуре и географического места расселения древнесаамского населения (носителей южного генетического компонента саамского языка). Географическим местом введения образа северного оленя в культуру древнесаамского населения определяется территория между Верхней Сухоной и Верхней Волгой. Анализ полученных данных даёт понимание культурологической ситуации в середине I тыс. до н. э. Образ северного оленя вводится как в декоративно-прикладное искусство, так и в культуру (в бытие и быт). Для более широкого рассмотрения вопроса проводится краткий анализ топонимов и климатических процессов того периода. Новизна данного научного исследования состоит в применении синтеза наук к вопросу понимания культурологических процессов, протекающих в среде древнесаамского населения в период его проживания между Верхней Сухоной и Верхней Волгой. Результатом работы является получение данных, конкретизирующих время и место введения образа северного оленя в культуру. Визуальное совпадение декоративных геометрических элементов в саамских узорах и в декоративных орнаментах региона даёт основания предполагать исторически общее основное культурное наследие в декоративно-прикладном искусстве изучаемого региона. Из анализа данных логично следует предположение, что процесс введения декоративного образа в культуру саамского народа происходил в изучаемом регионе в конкретизируемое синтезом наук, время. Вывод научной работы состоит в предоставлении культурологических подтверждений проживания древнесаамского населения на территории между Верхней Сухоной и Верхней Волгой и протекающим в это время процессом формирования культуры.
Abstract: The subject of this research is the process of introducing the reindeer image into the life and culture of Old Sami people. From the perspective of cultural continuity, the author sets a scientific task to find culturological evidence of the existence of Old Sami people (native speakers of the southern genetic component of the Sami language). The method of conducing this research is the records of décor element, their direct comparison applicable the culture and geographical location of the settlement of Old Sami people. The territory between the Upper Sukhona and the Upper Volga Rivers is selected as geographical location for introduction of the reindeer image into the culture of Old Sami people. The analysis of acquired data gives outlook on the culturological situation in the middle of the 1st millennium BC. The reindeer image is introduced into decorative and applied art, as well as into the culture (lifestyle, household). For getting a broader perspective, the author carries the analysis of toponyms and climatic processes of this period. The novelty of this work consists in application of the synthesis of sciences to the question of comprehension of the cultural processes taking place within the environment of Old Sami people during their dwelling between the Upper Sukhona and the Upper Volga Rivers. The research result consists in acquisition of data that specify the time and place of introduction of the reindeer image into the culture of Old Sami people. The visual match of decorative geometric elements in the Sami decorative patterns and regional decorative ornaments gives grounds on the historically common main cultural heritage in the decorative and applied art of the indicated region. The conclusion lies in finding the culturological evidence of dwelling of the ancient Sami people in the territory between the Upper Sukhona and the Upper Volga Rivers, and the process of cultural development taking place during this period.
Травин И.А. —
К вопросу места и времени начала процесса формирования культуры саамского народа на примере культурной преемственности декоративно-прикладного искусства
// Культура и искусство. – 2020. – № 10.
– С. 17 - 28.
DOI: 10.7256/2454-0625.2020.10.34092
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_34092.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является культурная преемственность декоративных элементов национального орнамента саамского народа. В свете миграционного прошлого, ставится вопрос о возможности ассимиляции древнесаамским населением элементов орнамента и внедрением их в свою культуру, одновременно с ассимиляцией слов. Особое внимание уделяется примерам явного совпадения элементов. Ставится научная задача поиска подтверждений проживания древнесаамского народа на территории северо-запада Костромской области РФ с позиции культурной преемственности. Методом проведения работы является синтез различных наук. Археологические исследования, вместе с данными исторических записей и исследования в области топонимии, дают факты для сопоставления данных в сфере культуры и декоративно-прикладного искусства. На основе анализа литературы, изображений, выстраивается цепь логических рассуждений. Анализ полученных данных даёт понимание визуального выражения культурного наследия региона и возможное ассимилирование элементов декора народом, покинувшим эту территорию сотни лет назад. Результатом работы является предоставление доказательств наличия культурной преемственности при ассимиляции древнесаамским населением элементов декоративно-прикладного искусства других народов, определение временных рамок этого действия, и географического ареала. Новизна данного научного исследования состоит в применении метода сравнения декоративных узоров различных поколений и народов, вместе с фактом формирования общей базовой культуры народа. Вывод научной работы состоит в том, что получено доказательство наличия декоративных элементов марийского орнамента в саамском орнамента на основе анализа различных наук. Это подтверждает преемственность культурного наследия данного региона на протяжении множества поколений.
Abstract: The subject of this research is the cultural succession of decorative elements of the ethnic ornament of Sami people. In light of the migration past, the question is raised on the possibility of simultaneous assimilation and introduction into their culture of ornaments and words by the Ancient Sami population. Special attention is given to the examples of explicit concurrence of the elements. The author sets a scientific task to find the evidence of residence of the Ancient Sami people in the territory of northwest of Kostroma Region in Russia from the perspective of cultural succession. The main research method consists in the synthesis of various sciences. Archaeological research alongside the data from historical records and toponymic studies allow comparing the data in the field culture and applied art. Leaning on the analysis of literature and images, the author structures the chain of logical reasoning . The acquired data give understanding of the visual expression of the regional cultural heritage and possible assimilation of the elements of decor by the people who abandoned the territory centuries ago. The result of this research consists in providing the evidence of cultural succession, determination of timeframe and geographical area with regards to assimilation of the elements applied art of other ethnoses by the Ancient Sami population. The novelty of this work lies in comparison of decorative patterns of different generations and ethnoses, and the fact of formation of the general basic culture of Sami people. The conclusion consists in detecting the presence of decorative elements of the Mari ornament in the Sami ornament based on the analysis of various sciences. This proves the succession of cultural heritage of this region throughout multiple generations.
Травин И.А. —
Элементы саамского орнамента в декоре строений северо-запада Костромской области как проявление преемственности в культурном наследии региона
// Культура и искусство. – 2019. – № 10.
– С. 1 - 6.
DOI: 10.7256/2454-0625.2019.10.30875
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_30875.html
Читать статью
Аннотация: Целью работы является поиск элементов саамского орнамента в домовой резьбе северо-запада Костромской области РФ, и исследование их влияния на формирование культурного наследия региона. Предметом исследования являются декоративные деревянные элементы жилых домов региона и орнаменты вышивки и декора, применяемые народом саами на территории современного проживания. Особое внимание уделяется применению декора в настоящее время. Также рассматривается декор предметов, созданных в период раннего расселения славян в регионе. Методом проведения работы является визуальное фиксирование элементов декоративной резьбы, проведение сравнения с элементами орнаментов и украшений различных эпох и народов, распространённых в этом географическом ареале. На основе анализа литературы, изображений, выставленных в музейных экспозициях образцов, изучения археологических данных, выстраивается цепь логических рассуждений. Анализ полученных данных даёт понимание визуального выражения культурного наследия региона и современное применение элементов декора народа, покинувшего эту территорию тысячи лет назад. Результатом работы является предоставление доказательств присутствия элементов декоративных саамских узоров в современных узорах декоративной домовой резьбы северо-запада Костромской области, что доказывает преемственность культурного наследия региона в декоративно-прикладном искусстве. Новизна данного научного исследования состоит в применении метода сравнения декоративных узоров различных поколений и народов, проживающих в ограниченном географическом ареале. Вывод научной работы состоит в том, что получено доказательство наличия элементов декора саамского орнамента в современных формах декоративной резьбы северо-запада Костромской области, что подтверждает преемственность культурного наследия данного региона на протяжении множества поколений.
Abstract: The goal of this work consists in finding elements of Sami ornament in house carving in the northwest of Kostroma Oblast of the Russian Federation, as well as examination of their impact upon the development of cultural heritage of the region. The subject of this research is the decorative wooden elements of residential houses of the region and embroidery ornaments favored by the Sami people. Special attention is given to the use of décor at the present time. The author also reviews the décor of items created in the period of early settlement of Slavic people in the region. The research method is the visual fixation of elements of decorative carving, and comparison with the elements of ornaments and embellishments of different eras and peoples widespread on this geographical area. The analysis of acquires data allows understanding the visual expression of cultural heritage of the region and modern application of the décor elements of the ethnic group that left the territory thousands years ago. The result of this study consists in provision of evidence of the presence of Sami tracery in the modern house carving in the northwest of Kostroma Oblast, which underlines the succession of cultural heritage of the region in the field of applied arts. The novelty is defined by using the method of comparison of decorative traceries of different generations and peoples residing in a particular geographic area.
Травин И.А. —
Культурная преемственность декоративных узоров как маркер проживания древнесаамского населения на территории между Верхней Сухоной и Верхней Волгой
// Человек и культура. – 2019. – № 5.
– С. 45 - 53.
DOI: 10.25136/2409-8744.2019.5.31156
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_31156.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования являются деревянный декор элементов жилых домов северо-запада Костромской области и декоративные орнаменты вышивки и декорирования одежды, применяемые саамами на северных территориях современного проживания народа. Также рассматривается декор предметов, созданных в период раннего расселения славян в регионе. Особое внимание уделяется примерам явного совпадения элементов. Ставится научная задача поиска подтверждений проживания древнесаамского народа на территории северо-запада Костромской области РФ с позиции культурной преемственности. Методом проведения работы является фиксирование элементов декора, проведение их непосредственного сравнения. Анализ полученных данных даёт понимание параллелей в элементах декора народа, покинувшего территорию много поколений назад и в распространённых на этой территории современных узорах другого населения. На основе анализа выстраивается цепь логических рассуждений. Для более широкого рассмотрения вопроса ареала расселения древнесаамского населения проводится анализ топонимов. Новизна данного научного исследования состоит в изучении преемственности декоративных узоров различных народов, проживающих в разное время в локально одном общем ограниченном географическом ареале. Результатом работы является получение визуального совпадения элементов декоративных саамских узоров и декоративной домовой резьбы, что даёт основания предполагать общее исторически основное культурное наследие в декоративно-прикладном искусстве. Логично следует предположение, что основа декоративного орнамента была создана одним народом, в данном случае, древнесаамским населением региона, который впоследствии мигрировал из региона. Вывод научной работы состоит в предоставлении ещё одного подтверждения проживания древнесаамского населения на территории северо-запада Костромской области, но уже с позиций культурной преемственности.
Abstract: The subject of this research is the wooden décor of the elements of residential houses in the northwest of Kostroma Oblast and decorative ornaments of embroidery and garments applied by Sami people in the northern territories of their contemporary dwelling. The author examines the décor of items created during the period of early displacement of Slavic people in the region. Special attention is given to the examples of clear match up of the elements. The author searches for confirmations of dwelling of the ancient Sami population in the northwest of Kostroma Oblast of the Russian population from the perspective of cultural continuity. The research method is the direct comparison of décor elements. The analysis of acquired data allows pursuing parallels in the elements of décor of the population that abandoned the territory many generations ago, as well as in the widespread modern ornaments of other population in the same territory. The author structures a chain of logical considerations, carries out the analysis of toponyms for the more in-depth overview of the area of displacement of the ancient Sami population. The scientific novelty of this work lies in studying the continuity of decorative ornaments of various ethnic groups that at various time locally resided in the same geographic area. The research result lies in obtaining of visual match of the elements of the decorative Sami ornaments and woodcarving, which suggests that the cultural heritage in the field of decorative and applied arts is historically common. This leads to another assumption that the foundation of decorative ornament was created by one of the ethnic groups, in this case by the ancient Sami population of the region, which subsequently migrated from the region. The conclusion consists in providing additional confirmation of dwelling of the ancient Sami population in the northwest of Kostroma Oblast, but from the perspective of cultural continuity.