Халхарова Л.Ц. —
Образы природы в дневниках Д. Улзытуева
// Филология: научные исследования. – 2022. – № 7.
– С. 10 - 18.
DOI: 10.7256/2454-0749.2022.7.37275
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_37275.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования являются природные образы, запечатленные в дневниках классика бурятской литературы ХХ века Д. Улзытуева. Объектом исследования является творчество Д. Улзытуева периода 1950-1970-х годов. Автор подробно рассматривает жанр дневника в творчестве писателя, выявляя его особенности. Основное внимание уделяется выявлению природных образов, которые занимают значительное место. В дневниках в повествование о ежедневном течении жизни включены многочисленные зарисовки о природе, которая представлена, как объективная среда, в основе которой реальность и субъективная природа, отражающие внутренний мир художника, наделены психологизмом, то есть выполняют различные функции. Дневники Д. Улзытуева представляют собой две тетради – первая, связанная с периодом начала учебы поэта в Москве в 1957-1958 годах, вторая – 1969-1970 годов. В работе применяются описательный, сравнительно-сопоставительный методы. Новизна работы заключается в том, что дневники Д. Улзытуева являются уникальным явлением в творческом наследии поэта, и они не становились объектом научного исследования до сих пор. Следовательно, раскрытие образов природы в дневниковом жанре способствует более глубокому пониманию творческой индивидуальности автора.Все это позволяет сделать вывод о том, что природные образы в дневниках Д. Улзытуева несут на себе печать индивидуального восприятия, являются средством выражения его внутреннего мира.
Abstract: The subject of the study is the natural images captured in the diaries of the classic Buryat literature of the twentieth century D. Ulzytuev. The object of the study is the work of D. Ulzytuev from the period of the 1950s-1970s. The author examines in detail the genre of the diary in the writer's work, revealing its features. The main attention is paid to the identification of natural images that occupy a significant place. In the diaries, numerous sketches about nature are included in the narrative of the daily course of life, which is presented as an objective environment, based on which reality and subjective nature, reflecting the inner world of the artist, are endowed with psychologism, that is, they perform various functions. The diaries of D. Ulzytuev are two notebooks – the first one related to the period of the poet's studies in Moscow in 1957-1958, the second – 1969-1970. Descriptive, comparative and comparative methods are used in the work. The novelty of the work lies in the fact that D. Ulzytuev's diaries are a unique phenomenon in the poet's creative heritage, and they have not become the object of scientific research until now. Consequently, the disclosure of images of nature in the diary genre contributes to a deeper understanding of the creative individuality of the author.All this allows us to conclude that the natural images in D. Ulzytuev's diaries bear the stamp of individual perception, are a means of expressing his inner world.
Халхарова Л.Ц. —
Жанр «военного дневника» в творчестве бурятских писателей
// Филология: научные исследования. – 2018. – № 3.
– С. 191 - 197.
DOI: 10.7256/2454-0749.2018.3.26509
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_26509.html
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена изучению жанра военного дневника в творчестве бурятских писателей периода Великой Отечественной войны. Жанр дневника как исторический документ и как произведение литературы занимает особое место в документально-художественной литературе. Целью исследования является выявление жанровых особенностей военных дневников, их документальной и автобиографической основы. Предмет исследования — восприятие войны авторами военных дневников. Объект исследования – бурятская военная проза. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что жанр военного дневника в бурятской литературе недостаточно широко исследован. Материал исследования – военные дневники писателей-фронтовиков Ж. Тумунова и Ц. Номтоева. Фрагменты текстов на бурятском языке даются с переводом на русский язык. Исследование, результаты которого представлены в данной статье, проводилось с использованием таких методов, как биографический, проблемно-типологический, сравнительно-сопоставительный. Представленный в статье материал даёт возможность расширить представления о дневниковой прозе, в частности жанре военного дневника. Автором делаются выводы о том, что характер и содержание военных дневников бурятских писателей определялись необходимостью сохранить для истории наблюдения очевидцев, взгляд на события их участников.
Abstract: The article is devoted to the military diary genre in Buryat literature of the Great Patriotic War period. Being both a historical document and work of literature, the diary genre takes a special place in documentary and fiction. The aim of the research is to define particular features of the military diary genre, their documental and autobiographical grounds. The subject of the research is the perception of the war by the authors of military diaries. The object of the research is the Buryat military prose. The rationale of the research is caused by the fact that military diary is quite an understudied genre of Buryat literature. The research material involves military diaries of veteran writers Zh. Tumunov and Ts. Nomtoev. Extracts in the Buryat language are accompanied with their translation into Russian. Teh research was carried out using such methods as the biographical analysis, problem typological, comparative analysis. The research expands our views on the diary prose, in particular, military diary genre. The author of the article concludes that the nature and contents of military diaries in Buryat literature were predetermined by the need to preserve the eyewitness observations and memory of the events.