Фусу Л.И. —
Лиминальность в русском фольклоре
// Культура и искусство. – 2019. – № 9.
– С. 22 - 27.
DOI: 10.7256/2454-0625.2019.9.30492
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_30492.html
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования составляют проявления лиминальности в отечественном фольклоре. В статье анализируется лиминальность как характерная черта русской народной культуры, обусловленная ее плюралистичностью и масштабностью. Данная специфическая черта менталитета находит выражение в фольклоре как сердцевине этнического сознания и народного духа. Рассматриваются хронотопы, персонажи и сюжетные черты русских народных сказок, где повсеместно встречаются лиминальные локации и лиминальные персонажи. Говорится об отражении в сказках ритуалов инициации, включающих состояния лиминальности и перехода. При написании данной статьи использовался историко-культурологический, структурный и компаративистский подходы, в методологии исследования задействован также психоанализ, позволяющий интерпретировать лиминальность как длительное погружение в бессознательное и функционирование психики на пограничном уровне. Особым вкладом автора в исследование данной темы является анализ выражения лиминальности в русском фольклоре на примере народных волшебных сказок и сформированные выводы о том, что в фольклоре как сердцевине народного обыденного сознания четко отражается имманентно присущее мировоззрению и мироотношению русского этноса граничность. Лиминальные пространства и лиминальные персонажи в фольклорных сюжетах отражают неотъемлемость лиминальности от жизненного развития и становления личности.
Abstract: The subject of the research is liminality in Russian folklore. In his article Fusu aanlyzes liminality as a typical feature of Russian folk culture caused by its adherence to pluralism and immensity. This specific feature of mentality is expressed in folklore as the core of etnic mind and national spirit. Fusu analyzes chronotopes, characters and narrative features of Russian fairy tales in which liminal locations and liminal characters are a frequent case. Fusu discusses how initiation rituals that imply liminality and transfer are expressed in fairy tales. To write this article, the author has used the historical-culturological, structural and comparative approaches. The research methodology also includes psychoanalysis that allows to interpret liminality as a longtime immersion into the unconscious and functioning of psyche at the borderline level. The author's special contribution to the topic is the anlaysis of how liminailty is expressed in Russian folklore based on the example of fairy tales and the author's conclusion that as the core of national everyday consciousness, folklore reflects boundedness typical for the world view and attitude of Russian ethnos. Liminal spaces and liminal characters in folklore tales reflect inherency of liminality from life and personality development.
Фусу Л.И. —
Роль ритуалов в кризисных и лиминальных периодах личности и общества
// Культура и искусство. – 2019. – № 8.
– С. 40 - 45.
DOI: 10.7256/2454-0625.2019.8.30386
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_30386.html
Читать статью
Аннотация: Предмет исследования. Предметом исследования являются ритуальные практики и их значение в лиминальных и кризисных ситуациях существования человека и общества. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как место кризисов в существовании и развитии мира, общества и человека, лиминальность как форма кризисных состояний, ритуалы как способ адаптации к лиминальным состояниям и защиты от негативных проявлений кризисных ситуаций. Особое внимание уделяется значению ритуалов поддержания целостности Я-концепции личности и социальной солидарности в обществе. Метод, методология исследования. Статья опирается на психоаналитический подход, также в качестве альтернативы психоанализу автор применяет аналитико-философскую парадигму, используется компаративный метод, методы анализа и синтеза. Новизна исследования. Особым вкладом автора в исследование темы является рассмотрение значения ритуалов для индивида и социума в ситуациях кризисности и лиминальности. Основным выводом исследования является тезис об интегративной роли ритуальных практик, о том, что ритуалы придают повседневной жизни устойчивость, а миру – стабильность. Новизна исследования заключается в привлечении положений аналитической философии к рассмотрению проблемы лиминальности.
Abstract: The subject of the research is ritual practices and their role in liminal and crisis situations of society and human existence in general. The author examines such aspects of the topic as the place of crises in existence and development of the world, society and human and lilminality as a form of crisis states and rituals as the means of adaptation to liminal states and protection of negative consequences of crises. Fusu focuses on the importance of rituals for supporting the integral sense of Self concept and social solidarity in the society. The article is based on the psychoanalytical approach. As an alternative, the author also applies the analytical and philosophical paradigm and uses comparative method, analysis and synthesis. The author's special contribution are caused by the fact that the author analyzes the role of rituals for an individual and society in situations of crisis and liminality.The main conclusion of the research is the author's thesis about the integrative role of ritual practices and that rituals bring more stability into life and world. The novelty of the research is caused by the fact that the author applies provisions of the analytical philosophy to the problem of liminality.