Вороничев О.Е., Вороничева О.В. —
Проблемы образования: вымысел и реальность
// Современное образование. – 2022. – № 3.
– С. 21 - 29.
DOI: 10.25136/2409-8736.2022.3.34523
URL: https://e-notabene.ru/pp/article_34523.html
Читать статью
Аннотация: Проблемы образования анализируются в тесной взаимосвязи с культурными приоритетами общества массового потребления.. Акцентируется внимание на том, что учитель должен быть не просто транслятором знаний, но в первую очередь духовным наставником, воспитателем, носителем истинных культурных ценностей. Стремительный научный прогресс, результатом которого стало заметное, особенно в последние десятилетия, наполнение бытового и культурного пространства социума различными техническими инновациями, со всей очевидностью актуализировал проблему взаимодействия, соотношения и значимости техногенной и гуманитарной составляющих в жизни человека и общества. Сфера образования оказалась сегодня на передовом рубеже противостояния этих сфер, с явным и агрессивным доминированием первой. Признаки кризиса современного гуманитарного образования рассматриваются в зеркале научно-фантастического рассказа Р. Янга «В сентябре 30 дней», в котором описываются вполне вероятные и уже ощутимые сегодня последствия выбора социумом техногенного пути развития для культуры в целом и образовательной сферы в частности.
Поскольку материальные блага достигаются и накапливаются гораздо проще, чем духовные, человечеству необходимо уже сегодня задуматься о явном дисбалансе этих составляющих нашей жизни и выстраивать систему образования таким образом, чтобы приоритетным стало стремление не к унифицированным материальным благам, свойственное обществу массового потребления, а к подлинным духовным ценностям, необходимым для развития и совершенствования человека как целостной личности.
Abstract: The problems of education are analyzed in close relationship with the cultural priorities of the mass consumption society.. Attention is focused on the fact that a teacher should not just be a translator of knowledge, but first of all a spiritual mentor, educator, bearer of true cultural values. Rapid scientific progress, the result of which has been noticeable, especially in recent decades, the filling of the everyday and cultural space of society with various technical innovations, has clearly actualized the problem of interaction, correlation and significance of technogenic and humanitarian components in the life of man and society. The sphere of education has turned out to be at the forefront of the confrontation of these spheres, with the obvious and aggressive dominance of the first. Signs of the crisis of modern humanitarian education are considered in the mirror of R. Young's science fiction story "30 Days in September", which describes the quite probable and already tangible consequences of the choice of a technogenic path of development by society for culture in general and the educational sphere in particular.
Since material benefits are achieved and accumulated much more easily than spiritual ones, humanity needs to think about the obvious imbalance of these components of our life today and build an education system in such a way that the priority is not the desire for unified material benefits inherent in a mass consumption society, but for genuine spiritual values necessary for the development and improvement of a person as a whole personalities.
Вороничева О.В. —
Метафорическая природа оврагов как элемента природного ландшафта Брянска
// Урбанистика. – 2017. – № 3.
– С. 11 - 23.
DOI: 10.7256/2310-8673.2017.3.23782
URL: https://e-notabene.ru/urb/article_23782.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является метафорическая природа оврагов как уникального элемента природного ландшафта Брянска и смысловой константы брянского текста. Особое внимание сконцентрировано на раскодировании скрытых в них культурных смыслов, реализуемых в рамках пространственных оппозиций «низ – верх», «периферия – центр», в которых отчетливо проявляется значение оврагов как емкого символа границы и атрибута нижнего уровня земной вертикали. Исследовательский интерес представляет выявление роли этих природных доминант в раскрытии главной идеи брянского текста – древности топоса, предопределившей его судьбу, облик и предназначение. Исследование выполнено в рамках семиотического подхода к изучению города. Для понимания семантики его культурного ландшафта и идейно-содержательного богатства городского текста использована метафора. Статья представляет собой первую попытку интерпретировать природный ландшафт Брянска как метафору, порождающую культурные смыслы. Были сделаны следующие выводы. Овраги определяют уникальность естественного ландшафта Брянска и, как следствие, обусловливают специфику брянского текста. Как значимый элемент культурного ландшафта Брянска они заключают в себе информацию об особом геополитическом положении города, истории его появления и динамике роста. Выявление метафорических значений оврагов позволило прийти к мысли об их амбивалентной природе, указывающей на диалектическое единство противоположностей в брянском характере и предопределившее богатейший творческий потенциал культурного пространства Брянска.
Abstract: The subject of this research is the metaphorical nature of ravines as a distinct element of Bryansk’s natural landscape and the conceptual constant of Bryansk text. Special attention is focused on the decoding of the hidden cultural meanings realized within the framework of spatial oppositions “top-bottom” and “periphery-center”, in which there is a clear manifestation of a ravine as a capacious symbol of border and attribute of the bottom level of earthly vertical. Academic interests lies in determination of the role of these natural dominants in revelation of the fundamental idea of Bryansk text – antiquity of topos that sealed its fate, image, and purpose. For understanding of the semantics of its cultural landscape along with the ideological-conceptual wealth of a cultural text, the author applies a metaphor. The article represents a first attempt to interpret the natural landscape of Bryansk as a metaphor that generated the cultural meanings. The author concludes that the ravines define the distinctness of natural landscape of Bryansk, and as a result, substantiate the specificity of Bryansk text. As an important element of Bryansk’s landscape, the ravines contain the information about a peculiar geopolitical location of the city, history of its origin, and dynamics of growth. Identification of metaphorical meanings of the ravines allowed concluding about their ambivalent nature, which indicated the dialectical unity of the opposites in Bryansk character, as well as predetermined the wealth of creative potential of the Bryansk cultural space.
Вороничева О.В. —
Специфика осмысления православных святынь в брянском тексте
// Человек и культура. – 2016. – № 5.
– С. 75 - 82.
DOI: 10.7256/2409-8744.2016.5.20214
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_20214.html
Читать статью
Аннотация: В статье анализируется культурное пространство Брянска с точки зрения отражения в нем православной жизни и ее влияния на облик и судьбу города, основание которого произошло тремя годами раньше крещения Руси. Целью исследования является выявление специфики репрезентации образа Брянска как носителя христианских ценностей. Несмотря на разнообразие христианских тем, мотивов и образов, представленных в брянском тексте, в нем пока недостаточно осмыслена роль православия в становлении и развитии городской культуры.
Статья выполнена в рамках семиотического подхода к изучению города.
Предпринята попытка прочитать Брянск как текст, в качестве источников которого рассмотрены исторические мифы, культурный ландшафт, язык города и художественные тексты, сохраняющие богатую на события более чем тысячелетнюю историю топоса. Семиотическое прочтение Брянска с учетом его эволюции позволило выявить доминантные образы культурного пространства, наиболее полно воплощающие православные святыни и отражающие судьбу христианства в России. К ним относятся Покровская гора с целым комплексом храмовых построек, Свенский Успенский мужской монастырь, а также разрушенный в 1968 г. Новопокровский собор. О структуро- и смыслообразующей роли церквей в городском пространстве свидетельствует наличие годонимов, образованных от названий храмов. Святым и благодатным краем предстает Брянск в художественной картине мира. В ней весьма распространена аналогия между религиозными и природными образами, вкупе составляющими область сакрального в городе.
Abstract: This article analyzes the cultural space of Bryansk from the position of reflection of the Orthodox life ans its impact upon the image and fate of the city, the foundation of which took place three years prior to the Christianization of Rus. The goal of the research consists in determination of specificity of representation of the image of Bryansk as the carrier of Christian values. Despite the variety of Christian themes, motives and images demonstrated in Bryansk text, the role of Orthodoxy in the establishment and development of the urban culture is yet to be understood. The author makes an attempt to read the Bryansk text, the sources of which include the historical myths, cultural landscape, language of the city, and literary texts that preserve the eventful four thousand year history of the topos. Semiotic reading of the Bryansk text considering its evolution, allowed determining the dominant images of the cultural space, which embody the Orthodox sacred places and reflect the fate of Christianity in Russia. Such places are the Pokrovskaya Hill with the temple complex, Svensky Uspensky Monastery, and others. The existence of godonyms formed from the names of the cathedrals testify about the structural and meaning-making role of the churches in urban space.