Кузовенкова Ю.А. —
Формирование дискурса искусства уличной волны частными институциями: на примере деятельности Фонда Inloco
// Философия и культура. – 2023. – № 10.
– С. 161 - 177.
DOI: 10.7256/2454-0757.2023.10.54687
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_54687.html
Читать статью
Аннотация: Предметом данного исследования является процесс вхождения в мир искусства нового объекта – искусства уличной волны. С опорой на метод дискурсивного анализа, предложенный М. Фуко, предпринята попытка определить, через какие дискурсивные высказывания субъекты мира искусства формируют дискурс искусства уличной волны, а также то, как организовано поле высказываний. Субъектом, деятельность которого исследуется, является санкт-петербургский Фонд Inloco, ориентирующийся в своей работе на художников, в чьей творческой карьере присутствует уличный бэкграунд. В статье приведены характеристики того, что в деятельности Фонда можно концептуализировать как высказывание, а также описано, как организуется поле этих высказываний. В процессе исследования были рассмотрены формы последовательностей, формы сосуществования и процедуры вмешательства. Было выявлено, что опыт уличного творчества представителей искусства уличной волны подвергается модификации под влиянием дискурсивных практик поля современного искусства. Отмечается, что искусство уличной волны существует на стыке двух полей – поля граффити и поля институциализированного искусства. Делается вывод о том, что пограничное положение искусства уличной волны позволяет ему расширять поле современного искусства за счет того, что некогда находилось в поле «неискусства», было извлечено субъектами мира искусства из сферы повседневности и наделено статусом кандидата для оценки.
Abstract: The subject of this study is the process of entering the art world of a new object – the art of the street wave. Based on the method of discursive analysis proposed by M. Foucault, an attempt is made to determine through which discursive utterances the subjects of the art world form the discourse of street wave art, as well as how the field of utterances is organized. The subject whose activity is being investigated is the St. Petersburg Inloco Foundation, which focuses in its work on artists whose creative career has a street background. The article describes the characteristics of what can be conceptualized as a statement in the activities of the Foundation, and also describes how the field of these statements is organized. In the course of the study, the forms of sequences, forms of coexistence and intervention procedures were considered. It was revealed that the experience of street creativity of representatives of the art of the street wave is being modified under the influence of discursive practices of the field of contemporary art. It is noted that the art of the street wave exists at the junction of two fields – the field of graffiti and the field of institutionalized art. It is concluded that the borderline position of street wave art allows it to expand the field of contemporary art due to the fact that it was once in the field of "non-art", was extracted by the subjects of the art world from the sphere of everyday life and endowed with the status of a candidate for evaluation.
Кузовенкова Ю.А. —
«Кому дано знать?» или недоверие в глобальной деревне
// Человек и культура. – 2020. – № 1.
– С. 17 - 25.
DOI: 10.25136/2409-8744.2020.1.30975
URL: https://e-notabene.ru/ca/article_30975.html
Читать статью
Аннотация: В данной статье рассматриваются реалии современной культуры, в которой под влиянием интернета возникает новая коммуникативная ситуация, хорошо описываемая термином «глобальная деревня». Для субкультуры граффити это выразилось в том, что информация о ней стала доступной для всех интересующихся. Но, в процессе проведения исследования граффити-сообщества нами был зафиксирован тот факт, что для его представителей иметь доступ к информации еще не значит быть носителем достоверного знания. Это поставило перед нами вопрос о легитимной базе знания в данной субкультуре. Исследование проводится на материалах самарской граффити-сцены. Применяемые в работе подходы базируются на концепции медиа Герберта Маршала Маклюэна и теории коллективной и индивидуальной памяти Мориса Хальбвакса. Методом исследования является кейс-стади. В частности, в основу нашего исследования положено два кейса, участником которых стала автор статьи. В результате исследований был сделан вывод о том, что знание в субкультуре граффити (как об истории, так и о смысле практики) напрямую связывается с опытом в этой сфере. Чтобы понять хранимые в коллективной память смыслы, нужно обладать индивидуальной памятью, связанной с этой практикой. Следовательно, достоверность знания в субкультуре граффити определяется не источником знания, а наличием опыта создания граффити-работ.
Abstract: This article examines the realities of modern culture, which under the influence of Internet marks the emergence of new communicative situation, well described by the term “a global village”. For such subculture as graffiti, it reflected in the fact that the information on it became accessible for anyone interested. However, in the course of studying graffiti community, the author established that access to information does not imply having accurate knowledge. This led to a question on the legitimate knowledge base in this subculture. The research is carried out on the materials of graffiti stage of Samara. The applied approaches are based on the media concept of Marshall McLuhan and theory of collective and individual memory of Maurice Halbwachs. The conclusion is made that the knowledge on graffiti subculture (both, its history and practical concept) is directly related to the experience in this sphere. In order to understand the meanings kept by collective memory, it is necessary to possess individual memory associated with this practice. Therefore, the accuracy of knowledge on graffiti subculture is defined not by the source of knowledge, but rather the experience of creating graffiti works.