Иванова А.С. —
Приемы формирования «виртуальной реальности» в работах М. К. Эшера для дизайна архитектурного пространства
// Урбанистика. – 2018. – № 4.
– С. 63 - 76.
DOI: 10.7256/2310-8673.2018.4.27710
URL: https://e-notabene.ru/urb/article_27710.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования в статье являются истоки зарождения феномена виртуальной реальности в архитектуре, где развивается мысль о неоднозначном влиянии творчества голландского художника М. К. Эшера на теоретические аспекты возникновения новой парадигмы XXI века в архитектуре. Объектом исследования в работе определяется база эффектов иллюзорного восприятия, сгенерированная художником в своих работах. Особое внимание уделяется выявлению и обоснованию концептуально-теоретического феномена проявления парадигмы виртуальной реальности в практических художественных работах, отображающих разновидности парадоксов пространства и времени. В статье использован метод анализа историографической базы исследований зарубежных авторов для формирования теоретической основы современного научного объяснения в проявлениях виртуальной реальности архитектурной среды. Основой для выводов проведенного исследования является концептуальная систематизация "визуальных эффектов" в творчестве М. К. Эшера, примеров их интерпретаций в архитектуре его последователями, которые вошли в арсенал средств современного архитектора и дизайнера и все в большей степени предопределяют качество визуального восприятия архитектурного пространства.
Abstract: The subject of this research is the origins of the phenomenon of virtual reality in architecture, which advances the thought on the ambiguous impact of the works of the Dutch artist M. K. Escher upon the theoretical aspects of emergence of the new paradigm of the XXI century in architecture. The object of this research is the base effects of illusory perception, generated by the artist in his compositions. Special attention is given to determination and substantiation of the conceptual-theoretical phenomenon of the emergence of virtual reality paradigm in the practical artistic works that reflects the varieties of time and space paradoxes. The article applies the method of analysis of historiographical base of the studies of foreign authors for the formation of theoretical foundation of the modern scientific explanation in manifestations of the virtual reality of architectural environment. The conclusions are based on the conceptual systematization of “visual effects” in the works of M. K. Escher, examples of their interpretations in architecture by his successors, which became the means of a modern architect and designer, and increasingly predetermine the quality of visual perception of the architectural space.