Свирский Я.И. —
Делез и Симондон: индивидуация невидимых сил
// Философия и культура. – 2018. – № 8.
– С. 30 - 39.
DOI: 10.7256/2454-0757.2018.8.26848
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_26848.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследовния является один из важных сюжетов, связанный с ключевой проблемой: каково место эстетики, а шире, художественного творчества в современном мире. В качестве ключевых фигур для обсуждения данной темы выбраны два крупнейших французских философа, чье творчество медленно, но неуклонно осваивается отечественной философской мыслю: Жильбер Симондон и Жиль Делез. В статье также ставиться более общая задача выявления глубинной связи между различными философскими стратегиями, затрагивающими темы эстетики. Компаративный анализ теоретических стратегий двух в отношении эстетики крупных философов двадцатого века Жильбера Симондона и Жиля Делеза Каждое искусство экспериментирует с самим собой, проверяя собственные пределы, делая видимое невидимым, слышимое неслышимым, высказываемое невысказываемым. Каждое искусство экспериментирует с силами, причем различные произведения данного искусства как изобретают, так и раскрывают силы, которые они используют. И каждое искусство экспериментирует с телом ощущения, которое для Делеза является телом без органов, неорганизованным телом-миром не-оформленных элементов и анонимных аффективных сил. Если и есть область, общая для искусств, то это - область молекулярных сил, чьи аметрические ритмы и непульсирующее время индивидуальные искусства задействуют в разнообразных совокупностях-сборках света, цвета, звука и слова. Именно эта область делает возможной открытую систему искусств, чья общая проблема - это “не проблема воспроизводства или изобретения форм, но проблема использования сил.
Abstract: The object of this research is one of the important plots associated with the key issue: what is the place of aesthetics, and in a broader sense, the artistic endeavor in modern world. For discussion of the indicated topic, the author chose the two prominent French philosophers Gilbert Simondon and Gilles Deleuze, whose works slowly but surely are accustomed by the Russian philosophical thought. The article also attempt to determine the profound link between the various philosophical strategies that touch upon the subject of aesthetics. Every art experiments with itself, checking the own limits, and making the visible invisible, hearable unhearable, and spoken unspoken. Every art experiments with the forces; as various oeuvres of this art invent and reveal the forces they use. And every art experiments with the body of sensation, which for Deleuze is the body without organs, unorganized body-world of the unshaped elements and anonymous effective forces. If there exist the area common for arts, then it is the area of molecular forces, which ametric rhythms and pulseless time of individual arts are involved in various combinations of light, color, sound and word. Namely this area generates the open system of arts, which common problem is not the problem of reproduction of invention of forms, but the problem of the use of forces.
Свирский Я.И. —
Индивидуация в перспективе парадигмы сложности
// Культура и искусство. – 2016. – № 6.
– С. 770 - 781.
DOI: 10.7256/2454-0625.2016.6.17579
Читать статью
Аннотация: В предлагаемой статье предполагается рассмотреть несколько ключевых понятий исследовательской стратегии французского философа Жильбера Симондона, выдвинувшего концепцию технической, биологической, психологической и коллективной индивидуации, обретающей, в конечном счете, онтологический статус. В ходе данного рассмотрения предполагается провести некое сопряжение между критикой субстанциалистской и гилеморфической традиции истолкования происхождения индивидуальных сущих и такими концептами как трансдукция и аллагматика, привлекая при этим и другие сопутствующие представления (первичная информация, внутренний резонанс, метастабильность и другие).. Предполагается компаративный метод исследования, сопрягающий философскую стратегию Жильбера Симондона с парадигмой сложности, учитывая, что концепции Симондона оказали большое влияние на творчество Жиля Делеза, Жана Бодрийяра, Брюно Латура, Изабеллы Стенгерс и других видных авторов, движущихся в стратегии парадигмы сложности. Основным выводомпроведенного исследования является связь философской стратегии Жильбера Симондона с современными проблемами как социального, таки интеллектуального характера. Прежде всего имеются ввиду сюжеты, связанные с индивидуацией как технических, так и витальных объектов, обеспечивающих существование современного социума. Причем творчество Симондона предстоит осваивать не только отечественной, но и зарубежной философии
Abstract: In his article Svirsky invites us to consider several key concepts of the research strategy offered by the French philosopher Gilbert Simondon. Simondon introduced the concept of technical, biological, psychological and collective individuation which acquires the ontological status in the long run. In the course of the present research Svirsky carries out a comparison between substantial criticism and hylomorphic tradition of interpreting the origin of individual matter and such concepts as transduction and allagmatique involving other associated terms and concepts (initial information, internal resonance, metastability and others). The author applies the comparative research method to integrate Gilbert Simondon's philosophical strategy with the complexity paradigm providing that Simondon's concepts had a great influence on Gilles Deleuze, Jean Baudrillard, Bruno Latour, Isabelle Stengers and other outstanding authors who got close to the complexity paradigm in their research. The main conclusion of the research is that Gilbert Simondon's philosophical strategy relates to contemporary issues of both social and intellectural nature. First of all, the researcher means the plots of individuation of both technical and vital objects which is the guarantee of the modern society's existence. Moreover, according to the author Simondon's philosophy should be studied not only by Russian but also foreign philosophers.