Александрова Т.Л. —
Апокрифические мотивы в поэзии императрицы Евдокии
// Litera. – 2018. – № 3.
– С. 143 - 153.
DOI: 10.25136/2409-8698.2018.3.26963
URL: https://e-notabene.ru/fil/article_26963.html
Читать статью
Аннотация: Объектом данного исследование являются два сочинения, усваиваемые византийской императрице Евдокии (V в.): поэма "О св. Киприане" и Гомеровский центон, а предметом исследования - использование апокрифических мотивов в этих произведениях. В отношении обоих произведений до сих пор остается открытым вопрос, принимала ли поэтесса участие в формировании сюжета, или она воспользовалась уже бытовавшими образцами, поскольку оба произведения представляют собой парафразы (поэма - жития свв. Киприана и Иустины, а центон - Четвероевангелия). В работе применяется сопоставительный метод исследования. Последовательно рассматриваются апокрифические источники, использованные в каждом из произведений и заимствованные из них мотивы. Новизна исследования состоит в том, что в использовании источников выявляются черты единой авторской манеры, проявившейся в обоих рассматриваемых произведениях, что помогает решить вопрос авторства. Среди источников поэмы «О св. Киприане» - «Апокриф Ианния и Иамврия», «Деяния апостола Андрея», «Жизнеописания пророков» и Евангелие от Никодима. Среди источников Гомеровского центона – «Протоевангелие Иакова», легенда о Веронике Кровоточивой и Евангелие от Никодима. Автор приходит к выводу, что интерес к апокрифическим мотивам объединяет оба произведения и можно предположить, что он характерен именно для Евдокии, хотя исчерпывающим доказательством ее авторства использование апокрифов считать нельзя.
Abstract: The object of this study is the two works that are thought to be written by the Byzantine Empress Eudoxia (V century): the poem "On St. Cyprian" and Homeron centon, and the subject of the study is the use of apocryphal motifs in these works. With respect to both works, it is still an open question whether the poetess took part in plotting, or she took advantage of already existing models, since both works are paraphrases (the poem is the life of St. Cyprian and Justina, and centon is the Four Gospel). In her paper Alexandrova uses a comparative method of research. The apocryphal sources used in each of the works and the motives borrowed from them are consistently considered. The novelty of the research is caused by the fact that the use of sources reveals the features of a single author's manner, manifested in both of the works in question, which helps to solve the question of authorship. Among the sources of the poem "On St. Cyprians ”-“ Apocrypha Iannia and Jambria ”,“ Acts of the Apostle Andrew ”,“ Lives of the Prophets ”and the Gospel of Nicodemus. The sources of the Homeric Center are the “Proto-Evangelical of James,” the legend of Veronique the Bleeding, and the Gospel of Nicodemus. The author comes to the conclusion that the interest in apocryphal motifs unites both works, and it can be attributable to Eudocia, although the use of apocrypha cannot be considered an exhaustive proof of her authorship.
Александрова Т.Л. —
Норма и отклонения от нормы в языке поэмы «О св. Киприане» императрицы Евдокии
// Филология: научные исследования. – 2018. – № 2.
– С. 88 - 95.
DOI: 10.7256/2454-0749.2018.2.26201
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_26201.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования в статье является понятие грамматической нормы в поэме императрицы Евдокии «О св. Киприане» (V в. н.э.). В статье анализируются примеры отступлений от морфологической нормы. Ранее исследователями (А. Кэмерон, П. Ван Дойн) в адрес Евдокии были высказаны многочисленные упреки в слишком вольном отношении к правилам поэтического языка, формировавшегося на основе гомеровского диалекта. Целью данной работы было проверить, насколько эти упреки соответствуют действительности.
В исследовании была использована поисковая система корпуса TLG, рассмотрены самостоятельно найденные автором примеры; применяется метод комплексного анализа. Автором статьи обнаружены примеры сходных отступлений у поэтов более раннего времени (Еврипида, Аполлония Родосского, Григория Назианзина), с творчеством которых Евдокия, очевидно, была знакома.
В каждом конкретном случае выясняется, что обвинения поэтессы в невежестве лишены оснований, поскольку она неплохо знает классическую традицию и к тому же ориентируется на более свободную норму христианской поэзии, установленную Григорием Назианзином. Отступления в языке поэмы Евдокии чаще всего вызваны требованиями метрической необходимости, хотя классические правила просодии у нее соблюдаются тоже нестрого. В итоге автор приходит к выводу, что ранее данные оценки творчества Евдокии гиперкритичны. В целом оно являет собой образец поэзии среднего уровня, и неслучайно вполне положительно оценивалось византийскими авторами, такими, как патриарх Фотий.
Abstract: The subject of the research is the concept of grammatical norm in the poem Martyrdom of saint Cyprian written by the empress Eudocia (the 5h century AD). In her article Alexandrova analyzes examples of deviations from the morphological norm. Earlier researches (by A. Cameron, etc.) on Eudocia only express reproaches of Eudocia being too free with the poetic language rules and Homeric dialect. The purpose of this research was to find out whether those approaches actually corresponded to the facts. In her research Alexandrova uses the corpus search system TLG, analyzes examples that were independently discovered by the author, and applies the method of integral analysis. The author of the article finds out examples of similar deviations of earlier poets (Euripides, Apollonius of Rhodes, Gregory of Nazianzus) Eudocia was most likely to have read. In each particular case the author of the article proves that reproaches of Eudocia had nt grounds. She knew the classical tradition very well but was inclined toawrds a freerer norm of Christian poetry offered by Gregory of Nazianzus. Deviations in Eudocia's poem were mostly caused by the need to maintain the metric order. However, she did not follow classical rules of prosody, either. As a result, the author concludes that earlier evaluations of Eudocia's creative writing were hyper critical. Generally, Eudocia's poem is an example of a middle-level poetry and received positive approve of many Byzantine authors such as Photios I of Constantinople.