Зверев А.С. —
Новая наука об искусстве Ханса Зедельмайра
// Философия и культура. – 2021. – № 12.
– С. 54 - 66.
DOI: 10.7256/2454-0757.2021.12.37226
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_37226.html
Читать статью
Аннотация: В статье дается краткий системный анализ основных понятий так называемой новой науки об искусстве австрийского историка искусств Ханса Зедльмайра. Итогом изысканий Зедльмайра стало создание своей философии искусства и культуры, опирающихся на определенную картину мира. В основе этой науки лежит познание целого, а также единичного и уникального. Цель научного познания для Зедльмайра - понимание. Это предполагает не только отвлеченное знание, но и особый экзистенциальный опыт. Зедльмайр трактует понимание произведения искусства как его созерцание, которое, в свою очередь тождественно его актуализации или присутствию. В науке об искусстве Зедльмайра гносеологии и онтологии переходят друг в друга. Зедльмайр трактует произведение искусства одновременно и как событие и как социальный организм, в котором преодолевается как линейность времени, так и дробность множественности. Это, построенная на парадоксальном тождестве единого и многого, искусственная сложная система, и конечна, и бесконечна. В его воззрениях соединяется классический и неклассический подход к познанию целого. Зедльмайр стоит на принципах монизма, стремясь свести все понятия к единому основанию, к единой точке сингулярности, обозначающей синтез всех моментов целого, которую можно выразить одной категорией. Главная категория, которая буквально является центром противоположностей, - «середина» (Mitte). Данные идеи закономерны и логичны только в той научной картине мире, где тождественны онтология и гносеология, что предполагает, в свою очередь, единство созерцания и явления произведения. Поэтому в построениях Зедльмайра актуализация или воскресение произведения искусства оказывается тождественна акту его понимания.
Системный подход к произведению искусства, который мы находим в теоретических трудах Зедльмайра, выходит за границы науки об искусстве, сближаясь с философией.
Abstract: This article provides a brief systemic analysis of the key concepts of the so-called new science of art developed by the Austrian art historian Hans Sedlmayr. The result of Seldmayr’s pursuits are reflected in creation of his own philosophy of art and culture based on a particular worldview. The cognition of the whole, along with individual and unique, underlies this science. Understanding is the goal of scientific knowledge for Sedlmayr. It suggests not only abstract knowledge, but peculiar existential experience as well. Sedlmayr interprets the understanding of artwork as its contemplation, which in turn, is identical to its actualization or presence. In Seldlmayr’s art of science, epistemologies and ontologies merge into each other. He interprets artworks simultaneously as the event and as the social organism, which overcomes the linearity of time and fragmentation of plurality. This artificial complex system, built on the paradoxical identity of the single and plenty, is both finite and infinite. Sedlmayr’s views encompass classical and nonclassical approach towards cognition of the whole. He relies on the principles of monism, seeking to reduce all concepts to a single basis, single point of singularity that designates the synthesis of all the moments of the whole and can be expressed by a single category. The main category, which resembles the center of the opposites, is the “midpoint” (Mitte). The aforementioned ideas are consistent and logical only in such scientific worldview that identifies ontology and epistemology, which implies the unity of contemplation and phenomenon of the artwork. Therefore, in Sedlmayr's constructions, actualization or revival of the artwork is identical with its comprehension. The systemic approach towards the artwork reflected in the theoretical works of Sedlmayr extends the boundaries of art science and converges with philosophy.
Зверев А.С. —
Ханс Зедльмайр о двух науках об искусстве
// Философия и культура. – 2018. – № 7.
– С. 69 - 74.
DOI: 10.7256/2454-0757.2018.7.26706
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_26706.html
Читать статью
Аннотация: В данной статье анализируются взгляды австрийского историка искусств Ханса Зедльмайра о науке об искусстве, главной проблемой которой он считал то, что она превращается в науку об искусстве без искусства и сводится к внешнему описанию. Причина этого заключается в том, что подобная наука об искусстве изучает всеобщее и единичное в их отрыве друг от друга. Основой второй науки об искусстве, по мнению Зедльмайра, должно стать изучение отдельных произведений искусства, под которыми он, следуя традиции немецкой классической философии, понимает не внешние объекты, а феномены, представляющие из себя единство субъекта и объекта. Методом данного исследования является системный подход, позволяющий рассмотреть различные идеи Х. Зедльмайра в их взаимосвязи. Новизна исследования заключается в актуализации воззрений Х. Зедльмайра на произведение искусства. Целостное произведение искусства, по его мнению, должно реконструироваться исходя из определенной установки, т.е. определенной нацеленности субъекта на объект, формирующей его восприятие этого объекта. Установка, определяемая культурным контекстом, затрагивает не только осознанную, но и неосознанную сферу деятельности субъекта.
Abstract: This article analyzes the views of the Austrian historian of arts Hans Sedlmayr on the science about art, which main problem he believed was that it turns into science about art without art and is reduced to the external description. The reason lies in the fact that such science about art studies the universal and singular uncoupled from each other. The foundation of the second science about art in Seldmayr’s opinion must become the studying of separate works of art, under which, following the traditions of German classical philosophy, he understands not the external objects, but the phenomena that represent the unity between the subject and object. The scientific novelty consists in actualization of the views of Hans Sedlmayr upon the work of art. A holistic work of art, in his opinion, must be reconstructed according to certain orientation of a subject towards an object that forms the perception of such object. The attitude, defined by the cultural context, touches upon not only the conscious, but also unconscious scope of activity of a subject.